Паломничество в Коломну

Смотреть фотогалерею поездки в Коломну.

В понедельник 11 июня прихожане нашего храма во главе с духовенством посетили древний русский город Коломну. Наше знакомство с этим красивым городом началось с экскурсии по историческому центру – Коломенскому кремлю. Первым пунктом была Ямская башня, получившая свое название от того, что в давние временя у ее стен останавливались ямщики, развозившие гостей и жителей города. Можно сказать, что здесь наблюдается преемственность поколений, ведь сейчас на этом месте расположена автостанция «Старая Коломна».

Далее мы вышли к Успенскому Брусенскому женскому монастырю. Монастырь основан в 1552 году, изначально был мужским. В Смутное время он сильно пострадал и был восстановлен как женский.

До нашего времени сохранились два храма этой обители. Шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы1, построенная в 1552 году по повелению Ивана Грозного в честь взятия Казани. Собор Воздвижения Животворящего Креста Господня 2, построенный в 1852—1855 годах по проекту архитектора А. С. Кутепова. В архитектурном облике собора сочетаются черты классицизма и древнерусского зодчества. Также сохранились келейные корпуса 3 и часть ограды монастыря 4, построенной по проекту М. Ф. Казакова в стиле русской готики. Примечательно, что ни одна башня в точности не повторяет другую. В монастыре находился местночтимый образ Казанской Божьей Матери. «Предание говорит, что эта икона представляет один из первых и наиболее ранних списков с подлинной явленной Казанской иконы»[1]. В настоящее время в монастыре всего две насельницы.

Далее мы прошли сквозь Михайловские ворота, находящиеся между Грановитой и Коломенской (Маринкиной) башнями. Ворота выходят на городскую улицу по ту сторону которой стоит храм Архангела Михаила, именно по этому ворота названы Михайловскими. До революции в этом храме находилась чтимая икона мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, перед которой молились девицы об устроении семейной жизни. Здесь же, возле прясла Кремлевской стены установлен памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому 5. Он напоминает о победе русских дружин над полчищами монголо-татар в Куликовской битве. Дмитрий Донскому изображен в полном вооружении, как бы перед выездом на поле сражения. Открытие монумента в 2007 году стало подарком к юбилею города, который отмечал свое 830-летие.

Мы вышли к Коломенской (Круглой наугольной) башня которая охраняла Московско-Рязанскую дорогу. Башня двадцатигранная, но если на неё смотреть издалека, то она кажется круглой – именно это объясняет одно из её названий. По двадцатигранному столпу в шахматном порядке располагались 27 окошек-бойниц, что увеличивало угол обстрела и помогало держать круговую оборону. По своим пропорциям она очень близка к Беклемишевской башне Московского Кремля. В народе башню презрительно называли «Маринкина». Это название связано с именем известной польской авантюристки Марины Мнишек – жены Лжедмитрия 1, а затем и Лжедмитрия 2, которая жила в Коломне во время Смуты с сыном Иваном на правах царицы. Существует предание, что после ареста она была заточена в Коломенской башне. Коломенцы верили в то, что Марина Мнишек была ведьмой и ночью, прочитав заклинание и превратившись в ворону или сороку, вылетела из башни через верхнее окно-бойницу. Согласно поверью, душа Марины Мнишек в облике вороны до сих пор летает над коломенским кремлём и оглашает окрестности. Существует ещё одна легенда, что в Коломенской башне спрятаны несметные сокровища Марины, но они заколдованы и невидимы. Поэтому ворона и не может покинуть город и охраняет их.

Далее мы поднимались вверх по крутой улице, которую в народе называют «Косая гора». А нашим детям хотелось забраться все выше и выше, и они полные задора и энергии карабкались вверх по земляному валу, поросшему травой, на котором когда-то стояли ныне утраченные кремлевские башни и часть стены. С этой точки можно хорошо рассмотреть Конькобежный центр 6, построенный в 2006 г. на месте Центральной базы конькобежного спорта – первой в стране искусственной ледовой дорожки. По мнению экспертов, новому конькобежному центру ни по качеству льда, ни по созданной инфраструктуре нет равных в Европе. Рядом с этим огромным современным зданием находится постройка 1902 года – бывший резервуара для питьевой воды. 3 марта 2014 года здесь открылся первый в Московской области Музей ЖКХ.

Мы вновь вошли на территорию Кремля. Нужно заметить, что к настоящему времени из 17 башен сохранилось лишь 7. Это связано с тем, что после прекращения многочисленных вражеских набегов на город, горожане по согласованию с властями сочли более целесообразным использовать известняк, из которого были сложены Кремлевские стены, в качестве фундамента для строительства жилых домов. Следующим строением на которое обратила наше внимание экскурсовод был дом Куприна 7 7а. На рубеже XIX – XX веков дом принадлежал семье Зинаиды Нат – родной сестры писателя А.И. Куприна. Писатель несколько раз гостил у нее и здесь работал над рядом своих произведений. Дом сохранился до настоящего времени практически в неизменном виде. Рядом с этим домом находится небольшой сквер «Блюдечко», названный так потому, что с того открытого места, как на блюдечке, открывается вид на реку и Бобреневский монастырь.

Отсюда мы вышли к Соборной площади 8. В центре площади расположен Успенский кафедральный собор 9 9а.История Успенского собора восходит к 1378 году, когда войска Московского князя Дмитрия Ивановича впервые разбили золотоордынцев на реке Воже. Победоносные дружины возвращались в Коломну как раз на праздник Успения пресвятой Богородицы. В честь победы и заложили кафедральный собор города, а закончили строительство после битвы с Мамаем, в 1382 году. С тех пор и считается храм памятником Куликовского триумфа.

Слева от Успенского собора находится отапливаемый Тихвинский храм 10а 10б,в холодное время года богослужения совершаются именно в нем. Он был построен в 1776 году «коштом коломенского купца и содержателя суконной фабрики» Ивана Тимофеевича Мещанинова. В 1861 году Тихвинская церковь была разобрана, полностью перестроена и расширена на средства коломенского купца Филиппа Назаровича Тупицына.

Почти вплотную к Тихвинской церкви примыкает сорокаметровая Успенская шатровая колокольня 11,построенная в 1692 году. Колокольня покоится, по утверждению коломенского краеведа Н. А. Рощиной, на стенах церкви Николы Зарайского, которая была построена в память о «гощении» в Коломне чудотворной иконы Николы Зарайского в 1513 году. Это утверждение основывается на рисунке звонницы, сделанном Матвеем Фёдоровичем Казаковым, на котором чётко различимы следы церкви в нижнем ярусе колокольни. Массивный куб – основание колокольни, четверик, остаток от древнего храма 14,5 на 14,5 метров. Шатёр с 5 ярусами звона и 32 окошками-слухами. Сейчас на колокольне находится колокол «Пимен», поднятый в 1990-х годах, весом в 400 пудов (6400 килограмм). Наречён так в честь покойного Пимена ( в миру – Извекова Сергея Михайловича) (1910-1990) – патриарха Московского и всея Руси с 1971 года.

С северной стороны Успенского собора находится Храм Воскресения Словущего 12. Это не просто древнейшая постройка Коломенского кремля. Это единственный фрагмент великокняжеского дворца, дошедший до нашего времени, точнее, его домовая церковь. В этом храме, вернее, в деревянной церкви-предшественнице, произошло одно из самых важных событий в истории России. 18 января 1366 года тут совершилось венчание Дмитрия Донского и Евдокии Суздальской (святой Евфросинии Московской). Венчание происходило в Коломне по двум причинам: в это время «Бысть мор велик во граде в Москве и всех пределах его…», а кроме того, в 1365 году «загореся город Москва… и погоре весь посад… и город погоре без остатка…».

Справа от Успенского кафедрального собора находится Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь. С 50-годов XIV века здесь располагались архиерейская резиденция и духовная семинария. В 1705 году на архиерейском дворе архиепископом Коломенском Антонием была построена каменная крестовая Троицкая церковь. В 1742 году после крупного пожара 1739 года был произведён ремонт храма. Вероятно, в это время интерьер украсили лепниной и росписью в стиле барокко. После советского времени и возвращения обители Церкви храм восстановлен как главный собор Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря.

В 1680-е годы одновременно с Архиерейским дворцом была возведена и домовая Покровская церковь13. Он был двуглавый, с юга к четверику церкви примыкает небольшой придел, с запада трапезная. В 1770-1780-е годы архитектором М. Ф. Казаковым создаётся проект перестройки всего подворья, главное место в котором отводилось Покровской церкви. Храм одевается «готическим» декором, пытаясь перенести в Россию стиль европейского средневековья.

После упразднения Коломенской епархии в 1799 году кафедра переходит в Тулу, а сначала 19 века, дабы избежать разрушения бывших епархиальных построек, сюда поселяется братия Голутвина монастыря. Храм переосвящается из Покровского в Сергиевский.

В 1825 году была построена ныне существующая колокольня Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря14. Монастырская колокольня –  одно из лучших произведений ампира в Коломне. Колокола для нее были пожертвованы в 1827-1828 годах коломенским купцом 2-й гильдии Киприяном Кисловым.

Напротив Ново-Голутвина Свято-Троицкого монастыря, расположен двухэтажный кирпичный корпус приходского Духовного училища 15, построенный, вероятно, в 1865 году. Сейчас в этом здании находится средняя общеобразовательная школа.

Между зданием школы и Успенской шатровой колокольнею установлен памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию 16. Автор монумента – заслуженный художник РФ Александр Рожников. Памятник установлен в мае 2007 года – во время празднования в Коломне Всероссийских Дней славянской письменности и культуры.

Следующий пункт нашей программы – церковь Николы Гостиного 17. Она была построена в 1501 году на средства богатейшего купца Василия Ивановича Юрьева, коломенского гостя – отсюда храм и получил своё прозвание. Интересны те факты, что это одна из самых первых церквей, построенная из кирпича и что служба в ней начиналась и заканчивалась на час раньше, чем в других храмах. Поэтому купцы, помолившись, на час раньше открывали свои лавки.

Неподалеку от храма Николы Гостиного стоит церковь Воздвижения Креста Господня 18. В наше время тихо и немноголюдно. В древности же здесь располагался торговый центр города.

Деревянную Крестовоздвиженскую церковь в 1764 году сменила каменная. В 1832-1837 годах она перестроена, на средства сестёр коломенских купеческих жён Марии Кирилловны Шараповой и Неониллы Кирилловны Колесниковой. Было изменено архитектурное убранство в стиле ампир. Здесь с 1790 по 1825 годы хранился список с иконы Донской Богоматери – главной святыни города. Храм был приписан к главному Успенскому собору и числился бесприходным, или ружным, т. е. причт его получал фиксированную плату – ругу.

Конечным пунктом нашей экскурсии стали Пятницкие ворота 19 – главная проездная башня, главный вход в Коломенский кремль. Именно с этого место начиналось строительство и деревянного, и каменного кремля. Башня ворот двухъярусная, раньше достигала высоты 35 метров, сейчас её высота – 29 метров, длина – 23 метра, ширина – 13 метров. Наверху возвышается небольшая башенка- стрельница, в каменной арке которой раньше висел всплошный (от слова «всполох») набатный колокол, в который ударял дозорный, когда городу угрожала опасность: будь то нашествие врагов или пожар. Сейчас на внутренней стороне проездной башни помещена икона, на которой изображены: Новозаветная Пресвятая Троица, Список с Донской Иконы Божией Матери и небесные покровители Коломны 19а 19б. Со стороны посада на воротах можно прочитать молитву: «Спаси Христе Боже град сей и люди твоя и благослови вход во врата сия». 19в

Главные торговые операции проводились на Житной площади, примыкавшей к Пятницким воротам, названным так по имени святой Параскевы Пятницкой, покровительницы торговли. Позднее к воротам была пристроена деревянная церковь святой Параскевы (от греч. «пятница»). В 1820-х годах на этом месте построена каменная часовня, от которой до нашего времени дошёл только портал.[2]

После интересной экскурсии мы подкрепились знаменитыми коломенскими калачами, выпеченными по старинному рецепту, и направились в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь 20. Большинство исторических источников связывает его основание с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. – наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. [3]

На территории Богоявленского Старо-Голутвинского монастыря расположена Коломенская духовная семинария. Здесь к нам присоединился настоятель нашего храма о. Максим, который приехал в семинарию гораздо раньше, поскольку в этот день принимал участие в экзаменационной комиссии итогового междисциплинарного экзамена для студентов 4-го курса.

Нас накормили вкусным обедом, и провели подробную экскурсию по территории семинарии, небольшому, но очень красивому храма трех святителей Василия великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого –  домовому храму Коломенской духовной семинарии,  показали учебные аудитории, рассказали о внутреннем распорядке и жизни студентов-семинаристов. [4]

Конечным пунктом нашей приходской поездки в Коломну стал Богородице-рождественский Бобренев мужской монастырь. По преданию построен в конце XIV в. великим князем Дмитрием Донским или его главным воеводой Дмитрием Михайловичем Волынцем, носившем прозвище “Боброк” по обету после Куликовской победы над Мамаем. В 1764г.  оставлен за штатом;  в 1790 г.  возобновлен и стал дачей Коломенского епископа;  в 1800 году приписан к Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю;  в 1865 г. вновь стал самостоятельным.[5]

Монастырь этот невелик. Изначально на его территории находилось всего два храма, да и рассчитан он был на небольшое число братии. Главный собор освящен в честь Рождества Богородицы, а другой храм был назван в честь Входа Господня в Иерусалим, но по причине своей ветхости в середине XIX века был разобран, и на его месте благотворитель обители Давид Иванович Хлудов построил хороший теплый храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая весьма почиталась в этих местах. Причиной строительства нового храма стала одноименная чудотворная икона Божией Матери, которая была перенесена в обитель после Отечественной войны 1812 года уездным казначеем Алисовым.

Обитель была возвращена церкви в 1990 году. В 1999 году в монастырь пришла одна женщина и принесла Феодоровскую икону, очень простую, без оклада, напечатанную, можно сказать, на бумаге 21.Она рассказала историю о том, как во сне ей явилась Пресвятая Богородица и повелела принести Феодоровскую икону в Бобренев монастырь. Сон повторился ей дважды. Удивительно, что эта женщина никогда и не слыхала про Бобренев монастырь, да и Феодоровский образ Богородицы представляла плохо. Испугавшись, она начала искать икону и монастырь… и нашла. Тогда никто из принявших этот подарок не придал значения самой истории – мол, мало ли что кому приснится, передали икону и передали, – а поэтому и имя той женщины осталось неизвестным. Только после того, как образ был помещен в храме, к настоятелю и братии обители стали приходить люди и просить, чтобы повесили у иконы их украшения в знак благодарности Пресвятой Богородице за полученные исцеления.

Нельзя обойти стороной историю другого чтимого Феодоровского образа 22, который передал в обитель в 2005 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Здесь нужно отметить, что с самого открытия владыка митрополит болел душой за возрождение монастыря. Однажды, посещая обитель, он пообещал, что как только будет восстановлен Феодоровский храм, то он передаст в него личную Феодоровскую икону. Эта старинная икона ярославского письма стала участницей одного исторического события: в 1972 году, когда митрополит Никодим (Ротов) покидал пост руководителя Отдела внешних церковных сношений, митрополит Ювеналий преподнес ему упомянутый образ. После смерти владыки Никодима икона хранилась в митрополичьей резиденции в Новодевичьем монастыре.

Говорят, что и до закрытия в монастыре было две Феодоровских иконы. Две было, две пропало и чудесным образом обе иконы снова вернулись к нам. Они не те, что были до революции, но благодать и сила, которые от них исходят, те же. По воскресеньям в 16 часов, а также и в другие дни перед Феодоровской иконой Божией Матери читается акафист, на который собирается много людей.

Чудесные случаи благодатной помощи Богородицы людям, молившимся перед ее Феодоровской иконой собираются и бережно хранятся в монастырской летописи.[6]

Другие святыни Богородицерождественского Бобренева монастыря:

  • башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, перенесенный сюда с о. Корфу (Греция) 28 декабря 2014 года. 23
  • Мощи Великомученика Георгия Победоносца.24 24а
  • возвращенная Владимирская икона Божией матери, представляющая собой фрагмент внутренней настенной росписи, снятой со стены Богородицерождественского собора вместе со штукатуркой осенью 1981 г. с целью ее сохранения, так как храмы монастыря находились в заброшенном состоянии 25
  • Крест с частицей Животворящего Креста Господня26
  • список Животворящего Креста Господня из Годеново, перенесенный 17 сентября 2016 года.27
  • Икона преподобного Сергия Радонежского 28 по благословению которого был основан Бобренев монастырь. Икона написана с образа, хранящегося в ризнице Троице Сергиевой Лавры. Размер доски в точности совпадает с оригиналом и она по подобию украшена басмой. Когда икона была готова и нужно было забирать ее, то необходимая сумма была еще не собрана. Тогда, по промыслу Божию, в обитель заехал человек, который, поинтересовавшись, на что именно собираются средства, пожертвовал недостающую сумму. Таким образом, совершилось явное чудо по молитвам преподобного Сергия Радонежского и это говорит о том, что Преподобный заботится об обители. Икона была освещена 5 октября 2014 года – в год 700-летия со дня рождения этого великого святого.[7]

Возвращаясь в Москву, мы приятно провели время, беседуя о разном.

Смотреть фотогалерею поездки в Коломну.

[1]  Православные русские обители. СПб, 1910. С. 345.

[2] Культурно исторический комплекс Коломенский кремль  http://kolomna-kreml.ru/o-kremle/karta-kremlja/

[3] Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь http://starogolutvin.ru/istoria.html

[4] Коломенская духовная семинария http://www.kpds.ru/

[5] По книге Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, М., 1908, издание А.Д. Ступина, стр. 482-483

[6] Интервью игумена Петра (Дмитриева), беседовала Анна Панина, август 2014, специально для сайта prichod.ru. http://www.bobrenev.ru/mon/mon16.htm

[7] Святыни Богородице-рождественского Бобренева мужского монастыря  http://www.bobrenev.ru/sv.htm

Запись опубликована в рубрике Публикации с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.