Престольный праздник

 

15 января 2013 года состоялся первый престольный праздник, который храм в Экспоцентре отметил как самостоятельный приход (ранее он был приписан к храму святой мученицы Татианы), в статусе Патриаршего подворья.  На Праздник службу возглавил благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков, ему сослужили настоятель храма протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святителя Николая на Трех Горах протоиерей Всеволод Чаплин (ближайший “сосед” по Пресненскому району), настоятель домового храма МГУ протоиерей Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Святейшего Патриарха Кирилла диакон Александр Волков, а также клирики нашего храма. Смотрите фотоленту торжеств.  С праздником!

 

Храм Серафима Саровского на Краснопресненской набережной

 

 

 

Диакон Димитрий Каширин

 

 

 

Исповедует священник Александр Стародубцев

 

 

Регентует Екатерина Малеина

 

Протоиереи Владимир Вигилянский, Максим Козлов, Всеволод Чаплин, Владимир Диваков

 

Диакон Александр Волков

 

Протоиерей Максим Козлов произнес проповедь:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы прославляем преподобного и богоносного отца нашего Серафима – одного из тех святых, которые на небосклоне сияют как очень яркая звезда.

В истории Русской Церкви промежуток, связанный с этим прославленным угодником Божиим, довольно короток: не так много времени прошло с 1903 по 2013 год. Но любого из нас сейчас спроси – будет казаться, что преподобный был в Русской Церкви всегда и едва ли возможно представить образ русской святости без преподобного Серафима!

Когда мы говорим о таких святых, уместно будет применить то, что было в их жизни, к нашей современной действительности и к нашей жизни, чтобы их жизнь и подвиги не оставались просто высоким образом, но могли нам принести непосредственную пользу на нашем пути ко Спасению.

Если мы вглядимся в жизнь преподобного Серафима и кратко вспомним, что было в его житии, то увидим сочетание двух очень нечасто встречающихся в одном человеке, в одной личности начал – высочайшего созерцания и непрестанного делания.

Мы знаем, что преподобный Серафим достигал высочайших духовных состояний: сподобился многократных явлений Божией Матери, был действительным причастником благодати Святаго Духа, причем мог и другим это показать, как мы это знаем по дивному повествованию о его встрече с Мотовиловым. Преподобный с детства жил в некоторой атмосфере чуда. Самое его чудесное спасение после падения с колокольни уже указало на него как на избранника Божия. Его поучение о стяжании Духа Святаго как цели христианской жизни в XIX столетии было предельно дерзновенно: мало кто об этом тогда говорил и так говорил. Но если бы мы сказали только об этом, это было бы неправдой, точнее, было бы неполной правдой, потому что помимо чуда в его жизни был величайший подвиг, который нам непредставим. Чистота пути от юности: он был не просто монахом, но девственником и целомудренником от утробы матери. Избрание, монашеского пути путь на рассвете жизни, затем и регулярные монашеские подвиги, и чрезвычайные: молчание, затвор, моление на камне, пребывание с дикими зверями.

В наше время очень важно помнить о необходимости сочетания этих двух начал в жизни каждого из нас, в жизни Церкви и в жизни общества. Часто нам приходится сталкиваться с тем, что люди хотят взять или одно, или другое: или нечто правильное, но воспринимаемое только как форма, или нечто утешительное и великое, но отсекаемое от подвига.

Если мы возьмем первое, то напомним, что если за соблюдением поста, исполнением заповедей, формально приличной благочестивой жизнью, отсутствием крушений или беспорядков, которые мы видим в окружающих нас людях, не стоит цели стяжания Духа Святого, глубокой духовной жизни, то это дом, построенный на песке. И это если не в нас, то в наших детях и окружающих нас людях непременно проявится: зажечься можно только от того, кто горит, светить может только тот, кто исполнен внутренним светом, остальное превращается в бессмысленную форму, как неоновые огни, которые горят, но не греют, как виртуальности, которые мы видим в наших городах, видимости, которые создаются на экранах, но за которыми нет ничего существенного, деревья в кадушках, которые не переживут зиму. Это напоминание о форме, которая сама по себе не спасает.

Другим существенным соблазном нашего времени, от которого нас должен уберечь преподобный Серафим, является ситуация, когда от христианства хотят взять нечто, отвергнув его суть. Когда Церковь хотят видеть полезным социальным институтом или чем-то, что помогает бороться с преступностью или наркоманией, заниматься еще какими-то общественно полезными делами, но без того, чтобы говорить про Христа, без того, чтобы говорить о том, что только в Христовой Церкви есть богооткровенная вера и что только в православии есть истина христианства. Создается ситуация, при которой если не говоришь о Боге, можно сколько угодно заниматься полезными делами. А вместо Бога лучше говорить о нравственности и о духовности. Сколько раз мы слышали за последние годы эти слова – «нравственность» и «духовность»! Преподобный Серафим нам напоминает об их изначальном смысле: без Духа Святаго духовности не бывает! Все это – обман и фальшь. Без Церкви Христовой человек не может быть по-настоящему нравственным, рано или поздно это обернется катастрофой, и неважно, видимо ли человек находится вне Церкви или внешне пребывает в церковной ограде, но внутри правдой церковной не живет.

Сказавши это, мы должны сказать и другое. В наше время – может быть, пока не в нашей стране, но уже немного и в нашей тоже – князь мира сего начинает все больше соблазнять людей приобретением как бы духовных даров без подвига. Раньше это было актуально в основном для сектантов и еретиков. Есть секта пятидесятников или харизматов, которые через месяц после вступления в секту думают, что обладают дарами апостолов или теми, которыми обладали первые христиане. Но и у нас в Церкви этот соблазн подстерегает неофитов, которые приходят часто после скверно прожитой жизни и хотят стать святыми в течение ближайшего квартала – подобно тому, как сдают отчет. Люди хотят стать святыми, но при этом продолжать жить комфортно. Преподобный Серафим напоминает нам: стяжание Духа Святаго – цель христианской жизни, но она не достигается лежанием на диване перед телевизором или перед компьютером, не достигается с тем, чтобы много спать и вкусно есть, не иметь самостеснения и ни в чем себя не ограничивать. И если человеку будет казаться, что при ведении комфортной жизни у него есть духовные озарения, в лучшем случае это – следствие переедания на ночь, а в худшем – то, что называется на духовном языке прелестью.

Сказав это, скажем и третье. Преподобный Серафим – человек, ставший святым в неудобное для святости время. XIX век был для многого удобным, но только не для того, чтобы, подобно преподобному Серафиму, в монастырях и пустынях, становиться святыми. Это свидетельствует о том, что и в наше время, которое кажется не просто неудобным, но даже и невозможным для подвига и святости, на самом деле есть для них место в жизни каждого из нас, каждого из здесь стоящих. Преподобный Серафим не только напоминает об этом. С одной стороны, он будет помогать каждому, кто пойдет этим путем, а с другой стороны, в Царствии Небесном будет стоять рядом с Пресвятой Богородицы и его жизнь будет служить обличением для каждого человека, который станет пытаться оправдаться так, как мы оправдываемся в этой жизни – обстоятельствами. Рядом с примером преподобного он этого оправдания иметь не будет. И лучше нам иметь преподобного Серафима другом здесь, чем обличителем там. Аминь.


Матушка Татьяна Козлова

 


Протоиерей Владимир Диваков начал свое слово с того, что сравнил уход отца Максима в Экспоцентром с удалением преподобного Серафима в пустыню, чем покорил сердца прихожан, многие из которых разрываются между двумя храмами

 

“Отец Максим, Вы избрали себе такой маленький храм, но мы знаем, что Ваше служение поистине подвижническое, не всем оно заметно, не все его знают, но Святейший Патриарх Кирилл поручил Вам сложное дело, и Вы с честью его выполняете, – сказал отец Владимир, – желаю Вам прослужить в этом храме многие и многие годы”.

“Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир! Позвольте нам поблагодарить Вас за то, что Вы среди многочисленнейших трудов, которые Вы несете в Московской Патриархии, нашли время посетить наш маленький скромный храм, возглавить богослужение. Не только духовенству, но и прихожанам Вы дали утешение в совместной молитве с Вами. Для нас – священников среднего и младшего поколений – очень важно иметь этот опыт, это утешение, эту радость. Молиться с теми, кто много десятилетий стоит у Престола Божия, в ком мы видим образец норм священнического служения! Ваш приезд к нам еще раз доказал, что мы в Церкви не армия, но семья!” – сказал в ответном слове отец-настоятель.

 

Одеваясь, духовенство вспомнило о грядущих смотрах внешнего вида священнослужителей

Источник: Татьянин День

Запись опубликована в рубрике Публикации, Фотографии с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.