Клирики о чуде в Пасхальную ночь

2008 год / Татьянин День

«Для нашего поколения Красная площадь была символом советской власти, и вот там, после десятилетий мерзости и запустения, первый Крестный ход – это память на всю жизнь». Протоиерей Максим Козлов, прот. Всеволод Чаплин и прот. Петр Холодный – о самой памятной Пасхе.

Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей.

Крестился я летом 1981 года, тогда и начал активно ходить в храм. Я прекрасно помню первую Пасху 1982 года. Это было в храме Успения в Сивцевом Вражке, служил тогда владыка Питирим. Служба была долгой, до самого утра, я чувствовал себя уставшим, но радость праздника переполняла и укрепляла. И вот, после службы мы с друзьями еще долго гуляли по городу, по тихим, пустынным улицам. 

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св.мц. Татианы при МГУ

Не могу сказать про одну Пасху, у меня несколько воспоминаний. Конечно в памяти остается , как и у многих, первое в жизни Пасхальное богослужение. Так получилось, что на богослужении я был уже во вторую Пасху – на первую меня не пустили родители. Год спустя мои христианские права удалось отстоять более решительно и Пасха состоялась в храме Ильи пророка в Обыденском переулке. Зная, что в храм в какое-то время перестанут пускать, что в Москве вполне практиковалось в конце 70-х, я пришел очень заранее, часам к семи. На Крестный ход выходило только духовенство – так много было людей, что и назад можно было уже не попасть. Что запомнилось, так это множество людей: Обыденские переулки, оба, дорога вокруг храма вниз, тогда еще к бассейну Москва – все было заполнено людьми со свечами. Для того времени – это было нечто нереальное. Потом – каждение на утрени и когда кричишь: «Воистину воскресе!» и совершенно небесный восторг, который эту утреню сопровождает. Это небо на земле. 

Конечно, помнится наша первая Пасха с моей будущей женой. У нас было уже все решено, мы вместе причастились в Великий четверг, и это была особая радость – стоять рука об руку. Потом, помню Пасху 1995 года, когда я служил в Казанском соборе. Она была очень схожа по ощущениям с первой. Собор был только восстановлен, не очень посещаем верующими. Но когда мы вышли на Крестный ход – весь проход от Собора до исторического музея был заполнен людьми. Для нашего поколения Красная площадь была символом советской власти, и вот там, после десятилетий мерзости и запустения, первый Крестный ход – это память на всю жизнь. Ну и, конечно, памятна первая Пасха в Татьянинском храме, радостно было, что она все-таки состоялась. Еще меня опыт научил, что если хочешь прикоснуться к радости пасхальной вновь и вновь, то надо этого с верою у Бога просить.

Протоиерей Петр Холодный, Русская православная церковь Заграницей

Мне довелось встречать Пасху во многих городах мира: в Лондоне, в Москве, в Нью-Йорке, в Иерусалиме. Помнятся детские впечатления пасхальных служб в Нью-Йорке, но, конечно, самые незабываемые впечатления – это Пасха в Иерусалиме. Мы сподобились тогда пройти по всем святым местам, где ходил и страдал Господь, помолиться в Гефсиманской обители и увидеть чудо схождения Благодатного огня.

Поделиться