Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, о званных на брачный пир

Евангелие от Матфея, 22:1-14

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. 

брачный пирСегодняшнюю притчу о брачном пире можно понять в контексте того глобального изменения, которое происходит в двух эпохах человеческой истории – в Ветхом Завете и Новом Завете.

Первая часть притчи Господа Иисуса Христа относится к эпохе Завета Ветхого. Тогда в Его Церковь был призван только  народ ветхого Израиля, которому на путях Промысла Божия было поручено хранить веру в единого истинного Бога. Давалось это Израилю нелегко. В иные века он давал великих героев веры, в иные – великих отступников. Правда, и грех, свет, и тьма – все смешивалось. Достаточно открыть страницы Ветхого Завета, чтобы понять, насколько тяжелой была эта борьба за сохранение веры не только для пророков и царей, но и для простых жителей Израиля.

В какой-то момент Бог, на протяжении долгих веков призывавший один народ к хранению истинной веры, меняет всю картину человеческой истории. Вместо существовавшего разделения человечества на тех, кто знал единого истинного Бога, и всех остальных, приходит другое.

В Новом Завете через Христа и во Христе воскресшем на брачный пир в Церковь, где хорошо и где Бог во главе, призываются все – злые и добрые, как говорится в сегодняшнем Евангелии, собранные на распутьях, при дорогах, то есть все, кто откликнулся. Теперь существует совершенно иное разделение – не на хороших и плохих, как иногда представляются границы между, скажем, добродетельными христианами и грешными атеистами, а на тех, кто откликнулся, и тех, кто не пошел, отказался прийти, когда тебя тянули с дороги, а ты был бомжом, разбойником, проституткой, проворовавшимся финансовым инспектором (мытарем) – кем угодно. Но тебя все равно звали и говорили только одно: «Согласись прийти».

Это новое разделение, которое возникает в человеческом роде проходит через всю историю человечества с начала Нового Завета поступательно, расширительно. В другом месте Евангелия говорится, что конец времен тогда наступит, когда Евангелие будет проповедано всем народам, когда в конечном итоге каждый народ окажется перед выбором принятия или столь же свободного отвержения призыва Божия прийти на пир (Мф, 24:14).

Нам очень важно усвоить, что спасение и врата спасения открываются не относительно лучшим людям, а тем, кто  внутренне осознает, что без Бога и без Его чертога, пира, без Его милости Спасения не обрести. По замыслу Божию, христианин и должен быть тем, кто осознает себя погибающим творением, которое не хочет погибать и принимать грех как норму жизни, но понимает, что сам по себе он никогда не справится и для спасения необходим Творец.

Один человек, попавший на пир, тем не менее, изгоняется. Распорядитель пира, жених, видит человека, который одет не в праздничную одежу, и спрашивает его: «друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф, 22:12) А тот ничего не отвечает, потому что ему нечего сказать, ибо он мог все это взять, он мог этим воспользоваться. И тогда его изгоняют во внешнюю тьму, туда, где плач и скрежет зубов, где наказание. И звучат довольно грозные слова Христа: «Много званых, мало же избранных» (Мф, 22:14).

Почему так происходит с этим человеком? Нужно понять, что люди, приходившие на брачный пир на Древнем Востоке, призваны были скинуть с себя бытовую одежду, омыться, привести себя в вид иной, чем был у них в прежней жизни, и отсечься от всех состояний, которые были у них за порогом брачного чертога. На языке Церкви это называется покаянием. Часто оно именуется баней покаяния, баней исповеди, потому что человек омывается внутренне через выражение намерения стать не таким, каким был. Но вот попытаться проникнуть на пир, застолбить себе место в Церкви, внутренне не каясь – это тот тупиковый путь, который вдет к погибели, описанной в сегодняшней притче.

Не обязательно все происходит так стремительно. Стремительность притчи – это стремительность с точки зрения вечности, а не протяженности человеческой жизни. Но можно вспомнить слова одного древнего святого, которые для нашего современного состояния звучат, увы, слишком даже оптимистически, хотя сами по себе достаточно жесткие. О Церкви давних от нас веков он говорил ее критикам: «А что вы хотите? Церковь – это ведь не сообщество святых здесь, на Земле, это толпа из вас же собравшихся кающихся грешников». Беда нашего современного церковного бытия часто состоит в том, что мы – несомненно, толпа грешников, но отнюдь не всегда толпа грешников кающихся. Главным образом тут имеются в виду те, кто внутренне осознает свое недостоинство и отсюда по-другому смотрит на немощи и грехи других людей. Кающийся человек на грех другого будет смотреть не так, как считающий себя правым.

Сегодняшнее Евангелие – это напоминание о возможности каждому человеку через отклик оказаться в Царстве Божием, началом которого здесь, на Земле, является Церковь. Напоминание о том, что, к какому бы сброду ты ни принадлежал и что бы в твоей жизни ни накопилось, тебя все равно зовут. Существует единственное условие – внутренне увидеть себя таким, какой ты есть, не согласиться с этим и обратиться к Богу с просьбой, с тем чтобы подняться и идти к небу.

Протоиерей Максим Козлов

Поделиться