Проповедь в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, о чудесном улове рыб

Евангелие от Луки, 5:1-11

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. 

Сегодня мы слышали короткий рассказ апостола и евангелиста Луки о чудесной ловле рыб, которая приключилась на Геннисаретском озере, когда Иисус Христос побудил будущего апостола Петра вновь закинуть сети после многочасовых неудач. Петр сделал это, может быть, сам еще не осознавая, почему он согласен, и исповедуя свое неосознание словами: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк, 5:5).

Рафаэль Санти. Чудесный улов.

Рафаэль Санти. Чудесный улов.

Он послушался. И из сегодняшнего рассказа мы знаем, как удивителен оказался плод этого послушания: рыбы было поймано столько, что ею наполнилось две лодки.

(Для тех, кто будет в Святой Земле и посетит Геннисаретское озеро, заметим, что там по-прежнему ловятся рыбки, которые называются апостольскими и которые изрядно вкусны. Так что и это не пропустите, оказавшись в тех богоспасаемых пределах).

И вот после совершенного чуда мы читаем в Евангелии слова, которые апостол говорит и от своего лица, и от лица двух друзей своих, Иакова и Иоанна. В ответ на пожелание Христа быть у него в доме он говорит: «выйди от меня, Го­с­по­ди! по­тому что я человек грешный» (Лк. 5:8). Затем, впрочем, Христос вновь призывает его следовать за Собой, и тут мы слышим уже о другом действии Петра: месте с Иаковом и Иоанном он оставляет своих близких, профессию, попечения, бросает, кстати, и сети с наловленной рыбой и следует за Христом.

По сути дела, сегодняшнее Евангелие говорит о призвании в самом широком смысле этого слова. Для христианина, в первую очередь, – о призвании человека Богом и о тех условиях, при которых это призвание может состояться и будет не самообольщением, будет действительно голосом Божиим в твоей душе и твоим на него ответом.

Первое условие, которое безусловно необходимо, – доверие к Богу. Такое доверие явил апостол Петр в начале. Обратим внимание, оно может быть даже несовершенным. Петр колеблется и излагает свои естественные сомнения, понятные для любого рыбака, и сомнения, которые могут быть у человека и в иных жизненных обстоятельствах: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк, 5:5). И далее говорит с некоторым, может быть, даже внутренним подтекстом. «Но по слову Твоему закину сеть» (Лк, 5:5). Этим, между прочим, перекладывая ответственность на Того, кто попросил его вновь заняться этой ловлей рыб. Конечно, это еще не совершенство веры, но все же какая-то вера. Обратим внимание, Господь хочет от человека хотя бы такой малой, несовершенной, оговаривающейся и что-то про себя имеющей в виду, но все же веры. Петр бросает сеть, и мы уже говорили о том, что происходит дальше.

Второе условие состоит в том, что человек должен признавать себя недостойным тех даров Божиих, о которых он слышит и навстречу которым должен сделать шаг. Может быть тут уместно говорить даже о тех талантах, которые каждый из нас призван реализовать. Если бы Петр стал говорить: «Да, я молодец, именно я этого заслужил, не случайно со мной это чудо произошло», – он бы все погубил. Это осознание себя особенным, заслуживающим благодати Божией и особенного внимания Божия, – вещь, внутренне искажающая отношения человека с Богом и, главное, вредная для самого человека.

От одного художника мне приходилось слышать в оправдание, впрочем, не художественных своих поисков, а определенного рода нравственных несовершенств, о том что художники-де – возлюбленные дети Божии, и им позволено больше других. Вот такое осознание себя имеющим от Бога как бы карт-бланш на что бы то ни было (не важно, по какой категории – национальной, творческой, возрастной, социальной) противоречит сегодняшнему Евангелию и тому пониманию призвания, о котором говорит Слово Божие.

В таком же смысле можно говорить и о призвании в миру. Скажем, лучшим из начальников будет тот, кто осознает себя к этому непригодным, кто чувствует, что он не вполне заслуживает этой должности, и, главное, не рвется к этому назначению. И, напротив, худшим будет тот, кто ищет начальствования. Нет страшнее вождей, которые выросли из тех, кто хотел, рвался быть вождем на протяжении многих лет. Нет хуже руководителя, чем тот, который осознает себя лучшим из руководителей. Я думаю, что в разных степенях и званиях каждый ощущал это в своей жизни, ежели не трезво оценивая себя, то хотя бы наблюдая за другими.

Наконец, есть еще третье условие – готовность сделать вышеестественный и по-житейски не вписывающийся в регулярную парадигму поведения поступок, когда Господь призывает тебя к нему через обстоятельства жизни, через людей, мнению, авторитету которых ты доверяешь, иногда через непосредственное откровение и общение с человеком, как случилось с апостолом Петром.  Нужно быть готовым бросить все и идти за Ним.

Мы знаем, что Петр (об этом говорят другие страницы Священного Писания) был женат, у него была теща. У других апостолов тоже были родители и просто житейские социальные обязательства. И тем не менее когда для них веско и решительно прозвучал  призыв Божий, они согласились ни во что поставить остальные  социальные жизненные обязательства и собственные предпочтения. Исполнения этого условия Бог потребует не от каждого, но в душе человека должна быть внутренняя готовность исполнить его и, когда надо будет сделать окончательный выбор, последовать за Христом.

Протоиерей Максим Козлов

Поделиться