Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

В сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, была довольно широкая возможность выбора темы для проповеди. С одной стороны, у всех у нас, конечно, на сердце те страшные события, которые происходят в мире одно за другим. С другой стороны, есть, конечно, тема Евангельского чтения о гадаринском бесноватом. С третьей стороны, уже по сложившемуся обыкновению в это воскресенье ноября Святейший Патриарх призывает нас помолиться о тех, кто погиб в автомобильных катастрофах за последний год, ибо, как бы нам иной раз ни казались страшными террористические акты (а они являются страшными), количество людей в любой стране, в том числе и на нашей Родине, гибнущих в результате того, что происходит на дорогах, неизмеримо превышает количество тех, кто гибнет в результате даже самых страшных террористических актов. Я решил остановиться на этой последней теме, о других сказав только два слова, потому что о гадаринском бесноватом не так давно мы слышали другое Евангельское чтение, и в конечном итоге оно связано и с последней темой: в наше время иной раз автомобильное движение напоминает то самое стадо свиней, в которое вселились бесы, и почти с такой же решимостью они ввергаются если не в море, то друг в друга или в бетонную стену.

Оф. сайт ГИБДД, 18 ноября 2015.

Оф. сайт ГИБДД, 18 ноября 2015.

По поводу же страшных нынешних событий что можно сказать кроме того, что мы как христиане должны мужеством укреплять свое сердце? Любому не прячущему как страус свою голову в песок человеку становится понятно, что угроза «близ есть при дверех» (Мк.13:29), и что мы никак не застрахованы от того, что случившееся с самолетом на Синае или в позавчерашний день в Париже не произойдет в Москве – подобное или более страшное и более массовое. Понятно, что мы точно таким же образом никак не защищены, как не защищены были и пассажиры самолета и жители города Парижа. Что мы можем сказать как христиане, а не как люди тех или иных политических взглядов, у которых есть та или иная политическая оценка происходящего? Что мы должны укреплять свое сердце к тому, чтобы быть готовыми встретить конец нашей земной жизни в любой момент. Разве здесь есть что-то новое для христиан? Разве не об этом говорит Господь в Евангелии и разве не к этому призывает нас, говоря: «Бдите и молитеся да не внидите в напасть» (Мф.26:41), напоминая нам многочастне и многообразне, что никто из нас не знает дня и часа, когда нам придется давать ответ, и что «Жених грядет в полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдящим»? Действительно, все события нынешнего времени напоминают нам о том, что откладывать сосредоточенную духовную жизнь до пенсии, а пенсионерам – еще на несколько лет, право, не ко времени. Пожалуй, пора никакими отлагательствами не заниматься и аще кто из нас коснеет в смертных грехах, подумать о том, что лучше бы в них не быть застигнутыми смертью, которая внезапно может прийти.

А вот что касается дорожного движения, об этом стоит сказать, потому что это почти каждого из нас касается, даже тех, кто автомобилями не управляет, ибо все сюда добрались как участники дорожного движения, иные, конечно, воспользовавшись только подземным транспортом, но и это транспорт, редко кто совсем пришел пешком. А по жизни и вовсе так не бывает, чтобы без транспорта мы обходились. Здесь есть несколько мыслей, которые, может быть, мы и слышали, но которые каждому из нас полезно будет себе повторить.

Первое – тот объем времени, который современный человек проводит как участник дорожного движения, побуждает нас задуматься как никакого другого человека никакой другой эпохи о том, как эти промежутки нашей жизни использовать. Крестьянин XVIII столетия изредка куда-то ездил на телеге. Человек XIX столетия, конечно, периодически бесконечно долго добирался от Москвы до Петербурга, но для абсолютного большинства людей эти поездки были довольно редким эпизодом жизни. Жизнь была куда как более стационарной и малоподвижной, чем она является в наше время. И соответственно, этот вопрос духовной оценки правильного помещения себя в условия бесконечных транспортных перемещений – это именно вопрос для христиан нашего времени. Очевидно здесь возникает, одна из тем, мимо которой мы не должны пройти. При общей нашей склонности жаловаться, что у нас ни на что времени не хватает и в первую очередь, что у нас не хватает времени на духовную жизнь, духовное чтение и молитву, именно транспортные перемещения сегодня дают нам великолепную возможность этот недостаток времени заполнить. Никто не мешает человеку, который идет до метро или от метро, открыть молитвослов в маленькой книжечке или в собственном телефоне и, если он еще не знает утреннего или вечернего правила наизусть, читать по этому источнику печатного текста. Это все лучше, чем, придя домой, сказать, что я уже так устал от измождающей капиталистической эксплуатации, что на молитву уже нет сил, из меня проклятые кровопийцы высосали все мои силы, и я могу теперь только телевизор смотреть, который ими же для меня устроен и читать Интернет, через который они же мне промывают мозги, а вот помолиться не могу. Ну хорошо, нет у тебя сил на диване, но по дороге-то можно? Конечно, есть те, которые и тут без Интернета не проживут от метро до дома, но может быть, использовать его правильно? Человек едет в метро или в автобусе, есть прекрасная возможность для того, чтобы через молитву упражняться в сосредоточении внимания внутри самого себя, чтобы не рассеиваться на внешние эпизоды, не важно, соблазняющие или раздражающие: на симпатичные лица противоположного пола или грубых людей, пихающих нас и не дающих занять ту позицию в транспорте, которую мы бы хотели. Если ты будешь молиться, тебя это не будет слишком задевать. Конечно, толкать все равно будут в час пик, но это будет значительно меньше тебя волновать, и это будет хорошая школа молитвы. Та же самая возможность есть, когда ты сидишь за рулем. Конечно, я не скажу новоначальному водителю на первых месяцах обучения отвлекаться на дороге на сосредоточенное чтение правила, когда еще всякий поворот вызывает легкий стресс, а обгон – радостный вброс веществ в организм, после которого настроение улучшается, если он получился. Но потом-то, когда это становится механизмом, когда дорога от дома до работы, от дома до храма тебе известна и не требует от тебя никаких навыков кроме механических, что же тебе мешает использовать это не для того, чтобы включать бессмысленные оглупляющие радиостанции на протяжении всей дороги, засоряющие твое сознание «как бы» информацией или музыкой? При этом мы же знаем, что достаточно трех минут новостей, все остальное есть переливание из пустого в порожнее так называемыми экспертами и аналитиками, которые знают ровно столько же, просто получают деньги за то, что они говорят и должны что-то говорить. Молиться можно на крайний случай и тем убогим вариантом, который из себя представляет всовывание диска, когда за тебя иеромонах какого-нибудь достопочтенного монастыря будет читать кафизмы. Конечно, куда лучше, если ты сам будешь читать молитвы, а не поручишь монаху за тебя прочитать утреннее и вечернее правило и в особенности, правило ко святому Причащению. Я иной раз вижу людей, которые досиживают в машине (именно досиживают, так приятнее), чтобы дослушать правило ко святому Причащению. Я говорю: «чего в храм не идете?» «А мне еще не дочитали!» Ну прямо как архиерей или император: ему иеромонах дочитывает молитвы, и он после этого встанет с теплого прогретого сидения и пойдет в храм. Это, конечно, злочестивый вариант, но нормальный-то возможен, читай по дороге что-нибудь простое – «Господи, помилуй» или Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Вторая ситуация, о которой в связи с дорожным движением разумно было бы упомянуть. Мы можем и должны учиться преодолению враждебности с одной стороны, и с другой стороны – проверке того, что я из себя представляю. -Здесь автомобиль более показателен, потому что он дает ощущение освобождения от социализации. Когда человек идет близко к другому человеку, он хотя и не знает его, но все же немножко еще себя ощущает человеком, христианином, в нем остаются какие-то остаточные нравственные признаки – он может подержать дверь перед другим или не ответить, когда его толкнули, не выразиться соответствующим образом. А сколько людей, владеющих автомобилями, приходя на исповедь говорят: «Вообще-то я матерных слов не употребляю, но в качестве водителя – грешен». А почему, собственно? Ты перестаешь быть христианином, сев за руль? Только потому, что тебя не слышат через две железные и стеклянные оболочки, твою и соседнего автомобиля, ты можешь уже себе позволить вести себя как угодно? Назвать человека, который едет в соседней машине, как угодно, прокомментировать его действия в таком виде, как ты никогда не позволил бы себе, если бы оказался с ним рядом, без защиты этой оболочки, потому что понятно, что иному если ты прокомментируешь, тебе и достаться может, а так вроде бы себя в некоторой безопасности ощущаешь. Очень полезно так себя проверить, являюсь ли я христианином за рулем автомобиля. Это вообще показывает, насколько я могу остаться христианином в ситуации десоциализации, то есть когда мое поведение не зависит от оценки окружающих людей, когда я оказываюсь ближе перед Богом. В этом смысле я в машине веду себя натуральнее, чем в храме. В храме мне важно, как обо мне подумает священник, окружающие люди, мои дети, тут я в десять-пятнадцать раз лучше себя обычного. В семье ближе к реальной ситуации, на работе как-то наполовину, а вот в автомобиле – значительно ближе к тому, что я представляю из себя на самом деле, а не чем я стараюсь показаться в глазах окружающих людей, а ведь Бог нас видит такими, какие мы есть на самом деле, а не как нас видят окружающие, которым мы представляемся. Это важно для себя попомнить.

Еще один момент, связанный с дорожным движением. В свое время один опытный старый священник говорил, так как сейчас скоро начало Рождественского поста, что хорошим видом епитимии будет обязательное на протяжении этого периода соблюдение всех правил дорожного движения, то есть сознательное их ненарушение никогда, а ежели нарушишь – не можешь причащаться, ведь епитимия это и означает: если ты ее нарушишь, ты не можешь причащаться. Право же, хочется вместо какого-то иной раз бессмысленного чтения акафистов в качестве наказания сказать так: «Грешишь перед Рождественским постом – весь Рождественский пост сознательно никогда не поверни на две сплошных, не проезжай на красный свет. Не сделай этого там, где ты знаешь, что ты нарушаешь, но тебе очень охота, потому что поздно, ночь, вот твой переулок, сотрудников ГИБДД и камер здесь нет, и почему бы не сделать то, что хочется». Это очень полезное аскетическое упражнение, когда вроде ничто не препятствует, кроме данного Богу обещания и необходимости соблюдать закон. С точки зрения аскетики, это очень полезное воспитание для души, та самая верность в малом, которая воспитывает душу для верности в большем.

И еще самая последняя ситуация. Конечно, мы к ней тоже должны быть готовы. Я имею право о ней сказать, поскольку это ситуация, которую мне в жизни пришлось пережить непосредственно. Мы должны быть готовы, что в результате дорожного движения беда может случиться с кем-то из наших близких, и что в этой ситуации мы должны победить в себе ростки вражды и ненависти и желания затоптать того, из-за кого это случилось. До самых трагических случаев, когда твой близкий уходит из жизни –– готовы ли мы справиться с желанием отомстить и добиться того, чтобы человеку, из-за которого, не важно, вольно или невольно, по неаккуратности или по неопытности это случилось с теми, кого мы любим, чтобы ему стало плохо, чтобы он всю жизнь или много лет после этого страдал и мучился. Об этом мы должны думать, и этим тоже будет проверяться наше христианство, готовы ли мы будем по крайней мере стараться себя так расположить.

Отправляясь сегодня после службы домой, проверьте себя, хотя бы сегодня (я понимаю, что любая проповедь забывается к следующему дню) и вечером повспоминайте, что у вас получится, а что не получится реализовать из того, о чем мы сегодня говорили.

Протоиерей Максим Козлов

Поделиться