Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, о безумном богаче

Евангелие от Луки, 12:16-21

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали с вами короткий рассказ святого апостола и евангелиста Луки еще об одном богатом человеке. Недавно мы слышали о богаче, который смотрел из своей кареты на лежащего у его дома Лазаря, сегодня мы слышим о богатом человеке, которого Христос называет безумным, который гибнет, и, как сказано в выводе сегодняшнего Евангелия, не в Бога, а в себя богатеет.

богач

О чем сегодняшнее Евангелие? В чем состоит его грозное предупреждение? Сегодняшняя притча, в отличие от большинства подобного рода притч Спасителя, не содержит положительной альтернативы. Если в рассказе о другом богаче рядом с ним мы видим Лазаря, если в притчах о Царствии Небесном наряду с погибающими мы слышим и о спасающихся, то сегодня мы слышим только о том, кто гибнет. Казалось бы, сегодняшняя притча звучит как некая критика рыночной экономики или общества потребления. Я думаю, сегодня очень многим хотелось бы именно так ее прочитать. Человек, описанный здесь, живет по принципу того, как существует сегодняшняя экономическая модель: он зарабатывает некоторые деньги и естественно, думает о том, как их вложить дальше в дело, потому что иначе они пропадут или роста не будет. Если перевести повествование из реалий евангельской эпохи в наше время, то можно пересказать его примерно так. Жил-был человек, который вполне удачно вложил свой капитал в акции, предположим «Газпрома» или еще какой-нибудь правильной компании. Получил очень хорошие деньги, и теперь понимает: чтобы они не пропали, нужно их в очередной раз правильным образом вложить, расширить свои счета (то, что называется в Евангелии хранилищами). Одновременно он предполагает, как это сделать наиболее правильным образом. К примеру, приобретает что-нибудь в Англии: футбольный клуб или какую-нибудь недвижимость. Собственно, так же на его месте поступило бы огромное количество людей его социального статуса сегодня. Получив достаточно серьезный доход, они бы подумали об акциях, инвестициях, вложениях, которые нужно сделать для того, чтобы не потерять приобретенное и для того, чтобы дело, которым они занимаются, расширялось.  Он предвкушает, как ему будет хорошо жить с этими и еще большими деньгами, как подорожает нефть, а еще лучше, как подорожает газ. Ему предстоит только радость, только веселье, только приятные жизненные перспективы хотя бы в каком-нибудь хронологически представимом отрезке времени. И вот такому богачу Господь говорит: «Безумный, что ты делаешь? Завтра душу твою от тебя заберут, и все эти твои миллионные счета, яхта, острова и футбольные клубы тебе уже совершенно не пригодятся. Ты будешь предстоять там, где никак это тебе не поможет». Далее Христос прямо говорит, что там, где человек полагает свое богатство, будет и его сердце, и что именно так происходит с теми, кто богатеет для этого мира, а не для Бога богатеет.

Но Евангелие, конечно, не критика полит-экономических систем, и как бы кто ни пытался увидеть в Евангелии апологию того или иного социального строя или, тем более, призыв к тем или иным революционным изменениям, этого в Слове Божием решительно нет. То, чему учит Христос Спаситель, и то, чему всегда учила Церковь – есть некое высветление изнутри, наполнение другим содержанием того, что само по себе спасительным быть не может.

С другой стороны, сегодняшний отрывок может быть прочитан как предупреждение о скором течении жизни, о том, что не нужно быть настолько неблагоразумным, чтобы забывать о смерти, о том, что сегодня мы живы и здоровы, а завтра неизвестно, что случится. И опять же, нынешнее время, как никакое другое, по крайней мере, на нашей памяти, напоминает нам о реальности подобного рода скоропреходящести земного существования. Думаешь поехать в Петербург на поезде на какой-нибудь концерт или мероприятие – а поезд не доедет. Думаешь куда-нибудь вылететь, а уже моджахед положил бомбу, думаешь проехаться в метро, а там бежит человек с автоматом, кричит: «За Сирию!» и стреляет в вас. И, будучи сколько-нибудь благоразумными трезвомыслящими людьми, мы должны понимать, что если это случилось в других больших городах, то мы никак не застрахованы от того, что это не случится у нас, и что скорее всего, мы-то как раз и на очереди, что вряд ли Москве миновать подобного рода столкновений, а уж кто там окажется – кто может рассчитать, кто может знать? Мало ли чего в жизни может произойти. Думаешь веселиться, а найдут тебя завтра обгоревшим трупом.

Это напоминание о скоропреходящести бытия для христианина полезно, но, конечно же, не только к этому сводится смысл Евангельской притчи. Ведь и без нее верующему человеку понятно: «блюдите, како опасно ходите». (Еф. 5: 15) Мы должны быть готовы дать ответ об уповании нашем каждый день нашей жизни. Как в храме Постом, а в по уставу церковному на полунощнице звучит, «се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин, егоже обрящет унывающа». Да и просто человек, не склонный зарывать голову в песок, не забудет о том, что наше пребывание на земле конечно.

Сегодняшняя притча о других, не так очевидно лежащих на поверхности вещах. О том, что грехом является не богатство как таковое, а соединение с ним своего сердца. О том, что так бывает с теми, кто в этот мир, в себя, в это земное существование, а не в Бога богатеет. То есть те, кто сопрягает свое существование, свою надежду с той жизнью, которая благодаря моим действиям, успехам, усилиям, стечению обстоятельств, еще чему бы то ни было, лучшая, счастливая, хорошая начнется у меня завтра. Ибо главная ошибка сегодняшнего богача была даже не в том, что он приобретал, за это его Евангелие не осуждает, и каких-то других упреков не ставится ему в сегодняшнем тексте Священного Писания, а в том, что он свою надежду сопрягал с той его жизнью, которая начнется, когда он нынешние житницы разорит, завтрашние построит и вот уж тогда заживет в полную меру хорошо и счастливо. Это отодвигание главного в жизни человека на то, что случится завтра, послезавтра, через год, на пенсии, когда дети вырастут, когда я займу соответствующую должность и так далее и тому подобное – есть та главная опасность, о которой предупреждает сегодняшняя притча. Если человек готов, как ветхозаветный праведник Иов, сказать в любой момент: «Бог дал, Бог взял; да будет имя Господе благословенно» (Иов, 1:21), то ему богатство – не обременение и не гиря на ногах, которая не позволит подняться в Царствие Небесное. Однако, если, пусть не на уровне сознательного проговаривания, а в бессознательных, но отчетливых внутренних ориентирах человек живет только земными приоритетами (хотя и помнит о вечности, заповедях, Евангелии), то Небо ближе, как поет Борис Борисович Гребенщиков, ему не становится. Если оставлять Небо на потом, то Неба не будет вообще никакого.

В другом месте Евангелия Господь говорит: «Довлеет дневи злоба (забота) его». (Мф, 6:34). Для сегодняшнего твоего существования достаточно забот и попечений бытования сегодняшнего. Это слово нужно понимать именно не в приземлено-практическом смысле, что нельзя планировать, какую пищу я приготовлю завтра, или куда собираюсь поехать в отпуск, или как мне пойти в магазин. Смысл совсем другой. Принципиальным образом все важнейшее происходит с тобой сейчас. Христианин – это не тот, кто бессмысленно сожалеет о том, что прошло мимо в прошлом, не раскаивается в своих грехах, а бессмысленно сожалеет о пропущенных или кажущихся ему возможностях, и не тот, кто живет иллюзиями о том, что может наступить завтра, послезавтра, через год или через десять лет, а тот, кто сегодня данный ему Богом день, единственную реальность, которая есть в нашей жизни  воспринимает как самый главный день в своей жизни, потому что вчера ушло, ты его уже не изменишь, и цена ему определится сейчас, а завтра неизвестно, наступит ли, будущего, может быть, и нет никакого. Для нашего спасения по-настоящему есть только сегодня с точки зрения отношения ко всему, что я совершаю: к исповеди, потому что каждая исповедь должна быть такой, как если бы я исповедовался в последний раз в жизни, а не так, что я сегодня что-то такое скажу, а потом, когда придет время, то и серьезно «докаюсь», и в отношении к людям, с которыми я сегодня общаюсь. Как сказано было одним из древних святых, есть те люди, которые являются для твоего спасения важнейшими. То, что ты им сегодня скажешь, то, как ты им ответишь или нет, как ты улыбнешься или разгневаешься на тех, с кем ты сегодня общаешься – это главное для твоего спасения, а не то, что ты предполагаешь, разорив сегодняшние житницы и построив завтрашние, сделать через какое-то время, ибо ты не знаешь, никто из нас не знает, есть ли у нас это время. Самый важный человек в твоей жизни – это тот, с которым ты теперь разговариваешь. Самое главное дело в твоей жизни – это то, которое ты сейчас, сегодня, здесь можешь сделать.

Отсюда следует, что сегодняшнее Евангельское чтение – Божий призыв жить по правде сегодня и здесь, проживать достойно пред Богом, ничего и никогда с точки зрения вечности и спасения не откладывать на завтра и помнить, что есть только настоящее – то единственное, что соприкасается с вечностью и является для нас мостом в вечность. Собственно, вечность, как говорят некоторые отцы и учителя Церкви, и есть бесконечное благое настоящее, то, о чем можно сказать словами поэта и философа: мгновение, которое становится настолько прекрасным, что обымает собою все, везде и всегда. И тогда не опасным окажется богатство. И тогда я буду его распорядителем, а не дурным владельцем, которого оно связывает. И тогда я смогу не прилепиться греховным образом ни к профессии, ни к творчеству, ни к людям, ни к чему бы то ни было другому, если буду помнить, что завтрашнего дня, может быть, у меня и нет.

Я думаю, что большинство из нас знает поучительный, хороший по заложенным там смыслам американский кинофильм «День Сурка», где речь идет о подобного рода остановке времени, о необходимости прожить день таким образом, чтобы можно было продолжить жизнь дальше, чтобы она шла непогрешительно. Но в реальности, в отличие от кино, подобного рода повторов не бывает. Нам не дано шансов пять-десять тысяч раз повторить один и тот же день, нам дается каждый день как шанс на сегодня. Постараемся воспользоваться им с пользой для души, а не для вечной погибели.

Именно об этом, об этой возможности, долге, праве и ответственности нашу сегодняшнюю жизнь сделать приводящей в жизнь вечную и говорит сегодняшнее Евангелие.

Протоиерей Максим Козлов

Запись опубликована в рубрике Публикации с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.