Паломническая поездка в Вологду. Декабрь 2015 года

Всего за несколько дней до Нового Года и Рождества Христова, наша паломническая группа из 40 человек, отправилась в гостеприимный и сказочный город Вологду, где за очень короткий срок посетила несколько удивительных монастырей и ряд музеев.

Программа была очень насыщенна и невероятно увлекательна!

Самые яркие впечатления у многих из нас остались от мощи и красоты Кирилло-Белозерского Монастыря, 0-0
фресок Дионисия в Ферапонтово 0-1 и от Спасо-Прилуцкого Монастыря, 0 А где после Божественной Литургии, нам провел экскурсию отец Александр. Впечатления были самые ошеломляющие!2-1

В первый день, 26 декабря, большинство паломников из нашей группы приехали на поезде в 5 утра и после завтрака в 9.00 стартовал наш экскурсионный автобус в Кирилло-Белозерский Монастырь. За бортом было 0-3, белый снег, искрящийся на улицах Вологды радовал и поднимал настроение всем) 2 А 2 В 11 Уютный, теплый и комфортный автобус мчал нас за тридевять земель, в Кирилло-Белозерский Монастырь, многие из нас ехали туда впервые. Мы предвкушали увидеть красоту Монастыря и сердце билось все сильнее и сильнее! Бессонная ночь в поезде не помешала нам оставаться бодрыми, мы замерли в ожидании…

Весело встретил нас монастырь, даже местная собака очень дружелюбно позировала перед нашими фотокамерами, бежала около нас и радостно лаяла! 1 (А) 1 (Б)

Нас поразил масштаб монастыря! Очень большая территория с Храмами и хозяйственными постройками разных эпох. 6 7 12 Невооруженным глазом было заметно, что какие-то постройки очень древние, а какие-то – более современные! Эклектичность и в то же время целостность ансамбля очень впечатляла! 1 2

Наша паломническая группа из 40 человек была слишком большой по меркам экскурсоводов, и нас разделили на две небольшие группы. 3 4

Надежда Ивановна была экскурсоводом второй группы, и напоминала царевну Лебедь из сказки Пушкина… «А сама-то величава, выплывает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит» … 5 8

Кирилло-Белозерский Монастырь считается одним из самых крупных и богатых монастырей к Северу от Москвы. Площадь его 12 гектаров, на  его территории располагается 11 церквей! 14 15

Основан монастырь был в 14 веке. Основали его иноки Кирилл 18 и Ферапонт, когда пришли сюда на берег Сиверского озера. Монастырь действовал до 1924 года, потом был закрыт. Максимальное количество насельников в пору рассвета 16-17 века было 200 человек.

Огромные мощные стены монастыря были выстроены еще в давние времена, 18 В (1) 18 В (2) по указу Алексея Михайловича, отца Петра I, для защиты от нашествия шведов и как убежище своей семьи во время бунтов. Было изначально разработано 2 проекта, функционально выполняющие роль фортификационных сооружений: француза Жана Дегрона и простого русского крестьянина Кирилла Серкова. Приятным фактом было то, что в итоге выбрали проект русского зодчего) Поразила высота башен: от 20 до 60 метров! 10 12 13

Мы прошли чрез Святые Врата Храма Иоанна Лествичника, 16 17 и пока мы шли, Надежда Ивановна рассказывала нам о Ферапонте и Кирилле, о том, что прожили они вместе один год, а потом, по взаимному согласию, расстались. Как пишут в житие Святых, Кирилл хотел жить «жестко и тесно», то есть еще более уединенно, а Ферапонт – «пространно и гладко»… Покинув Монастырь, Феропонт в 18 километрах основал Ферапонтов Монастырь, в который мы отправились позднее в тот же день… 17 А

На территории монастыря мы зашли внутрь Церкви Кирилла Белозерского (18 век) 19 и в Собор Успения Божьей Матери (15 век).  Смотритель разрешила сделать несколько фотографий в Успенском Соборе, которыми мы рады поделиться. 20 21 22 23 24 25 26 27

Невозможно описать восторг входящих в Собор Успения Божьей Матери. Она великолепна! Росписи повествуют о чудесах при жизни Преподобного. Отчетливо видна Роспись о Преумножении Хлебов во время голода. 29 Мне хотелось подойти поближе к алтарю и замереть, чтобы запечатлеть и запомнить всю эту красоту… Вдруг чувствую чей-то взгляд со спины, оборачиваюсь и вижу Преподобного Кирилла, вернее эту роспись) 28

Это Преподобный благословляет нас… Какое счастье быть здесь!

Мы отправляемся любоваться крепостными стенами и видом на озеро… 30 31 32 33

Церковь Преподобного Евфимия Великого 34 36

Церковь Преображения Господня 35

Нам пора отправляться дальше в путь! Ферапонтов Монастырь нас ждет. 37

Вот мы и здесь! 38 39 40

Чудесный Ферапонтов Монастырь, 41 основан в 1398 году Преподобным Ферапонтом. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского Мартиниана, монастырь приобрел широкую известность и стал традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской знати на рубеже 15-16 веков. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, одним из известнейших был патриарх Никон.

Вслед за нашим молодым экскурсоводом Сергеем Буниным, мы зашли в Церковь Преподобного Мартиниана. 34 43 Она возведена над местом погребения Преподобного. В пору его настоятельства (1435-1447), монастырь достигает расцвета как центр духовной жизни… Мы следуем дальше в Собор Рождества Богородицы, чтобы увидеть долгожданные фрески Дионисия 44 45 Вход в Собор ведет через крытую галерею. Мы слушаем интереснейший рассказ об иконописце и о том, как расписывался этот собор! Восхищают сроки: 34 дня! Это 1502 год! Площадь росписи составляет около 600 м.кв. О Дионисие мы узнаем, что он современник Иоанна III, современник Леонардо да Винчи… И здесь, он выполняет свою последнюю работу.

Предполагается, что эти фрески –  его вклад на помин души, потому что более поздних работ Дионисия нигде не сохранилось. Из всех фресок Дионисия, а их много по стране, эти росписи сохранились почти полностью. По технологии – это смешанная фреска, роспись выполнялась по сырой штукатурке (по сырому левкасу).

Основной сюжет – это Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Дело в том, что Ферапонт принял постриг в Симонове Монастыре в День Рождества Богородицы, в честь этого праздника освящается и этот Собор.  Дионисий и здесь изображает сюжет о том, как у праведных Иоакима и Анны рождается долгожданная дочь Мария. 46

Радостно слышать, что в этом Соборе разрешено проводить молебны.

Далее, следуют интереснейшие детали о росписях. Исцеление Кровоточивой, Брак в Канне Галилейской, исцеление Лазаря и многие другие фрески изумляют своей красотой. 47 Очень устрашающе выглядит сцена Страшного Суда и ада, с фигурами в луже крови… 48

Живой интерес у нашей группы паломников вызвало несколько фигур животных в зоне росписей Страшного Суда.  Почему там изображен медведь? 49 Сергей нам пояснил, что там изображено 4 зверя: белый барс, лев с крыльями, медведь и последний зверь, бледный, еле видный, зверь с рогом. Эти 4 зверя – образы царств, которые сменяют одно на другое. В одной из трактовок: белый барс – это Вавилонское, медведь – Персидское, барс с крыльями – Держава Александра Македонского и последний зверь с рогом – это Римское царство. Звери – это некие исторические эпохи или царства, которые сменяют друг друга. Из этого Римского царства появляется Антихрист. Так трактует Дионисий. И за всем этим наблюдает юный Даниил, 50 А который сверху этих изображений увидел Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных. Эта фреска символизирует второе Пришествие Христа.

На второй день, 27 декабря, рано утром мы встретились у отеля Атриум и поехали в Спасо-Прилуцкий Монастырь. Многие из нас готовились причаститься Святых Христовых Таин50 51. Было очень уютно и тепло в этом незнакомом Спасском соборе. Стояла длинная очередь на Исповедь. Нас всех очень радовало то, что отец Максим участвует в богослужении вместе с Настоятелем и братией Монастыря. После Божественной Литургии, мы встретились с нашим экскурсоводом, отцом Александром, который оказался удивительным и остроумным рассказчиком!52 Он поведал нам почему Обитель названа Прилуцкой, о Преподобном Дмитрие о его благочестии и красоте внешней и внутренней, о том, как в 30-е годы здесь была пересыльная тюрьма и скорее всего, здесь расстреливали людей, но документов об этом никаких нет… Запомнилась история о том, как Преподобный просил после своей смерти, бросить его тело в болото и затоптать ногами, но как только Он преставился, Ангелы пришли встречать его душу. Благоухание разлилось по всей Обители. Его очень уважали и не посмели затоптать куда-то в болото, а погребли внутри церкви…

Еще вспоминаются слова Павла Алеппского о русских людях, когда он приезжал на Русь со своим отцом, Патриархом Антиохийским. «Русские – это железные люди с железными ногами. У них даже дети выстаивают службы 6-7 часов, не сходя с места. Благослови их Господь их и все их потомство! Русские монахи неопрятные, они носят подрясник, пока он у них на плечах не развалится, а были мы в Хотьковском монастыре, там живет до сотни чернецов святой жизни, носят на своих чреслах цепи и никогда не моются. Что интересно, от них не воняет и нет никакого дурного запаха. Они благоухают и от них исходил запах, наподобие запаха мускуса».52 А

С отцом Александром не хотелось расставаться, из Спасо-Прилуцкого Монастыря не хотелось уезжать… Но, к сожалению, нам надо было следовать дальше по маршруту и мы вдохнули в себя напоследок свежий монастырский воздух и задержали дыхание, как смогли).53 54 55 56 57 58

Краеведческий музей и Вологодский музей кружев оставили очень приятные впечатления. Иконы были изумительны. 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69Музей Вологодского кружева тоже показался симпатичным.70 71 72 73 А 7374

Уже поздним вечером наша паломническая группа отправилась в село Покровское в Усадьбу Брянчаниновых, где нам посчастливилось немного узнать о непростой судьбе Святителя и погулять по его родовому гнезду. 74 А

У стен Софийского Собора Вологодского Кремля75 76 77 78 79закончилось наше сказочное путешествие и мы, переполненные впечатлениями, устремились в Москву готовиться к Светлому Празднику Рождества Христова!

Слава Богу за все!

Составила Дарья Косиченко

Запись опубликована в рубрике Публикации с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.