Проповедь на память Преподобного Серафима Саровского, 15 января 2016

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

преподобныйСегодня, дорогие братья и сестры, мы торжественно празднуем память небесного покровителя нашего святого храма преподобного Серафима Саровского!

Почитая преподобного Серафима, узнавая о его чудесной помощи абсолютно разным людям, как и двести лет назад, так и в наши дни можно увидеть удивительное свойство отца Серафима, дарованное ему Богом.

Он обладал сильнейшим даром укреплять в людях такую добродетель как надежда. Во все времена, и особенно, во времена тяжелые, когда уверенность в существовании в завтрашнем дне ослабевала, добродетелью, помогающей пережить эти переживания была, есть и будет надежда.

И это, конечно, надежда не просто на светлое будущее, а на Бога, который есть нам «прибежище и сила в скорбях, нашедших на нас особенно сильно» (Псалом 45).

sv.Serafim_14-15.1.2016_10.1.2016_081_photo-by-E.Fetisova

Говоря о временах тяжелых, нам не обязательно представлять себе мысленно какие-то давние времена, достаточно почитать любое СМИ, послушать переживания обывателей, своих знакомых и родственников.

Кругом, нередко, мы слышим неуверенность и почти отсутствие надежды на исполнение планов на жизнь, воспитание и обучение детей, возможность достойно поддержать стариков, уверенность в карьерном росте, да и просто стабильность в работе. Многие поддерживают друг друга словами – «будем надеяться на лучшее», «надежда все же есть». Но как-то нередко слышно эти слова обреченно, как некое самоуспокоение, особенно у людей, у которых времени, выделенного в жизни на все связанное с Богом и Церковью либо очень мало, либо вовсе нет. Это недопущение в свою жизнь Бога и есть начало конца, это недопущение становится началом ложного пути в котором слово надежда станет лишь словом.

Преподобный Серафим сказал так о надежде, в своих наставлениях:

«Истинная надежда ищет Царствия Божия…Сердце не может иметь мира, до тех пор пока не стяжет сей надежды. Она умиротворит сердце и вольет в него радость. О сей то надежде сказали достопоклоняемые и святейшие уста: приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы(Мф, 11:28), т.е. надейся на Меня и утешишься от труда и страха. А земное все, потребное, необходимое для жизни сей, несомненно дано будет».

Быть может такую силу укреплять в людях веру и надежду Бог дал Преподобному, потому что Преподобный сам, в болезни, при нападении разбойников, возлагал надежду на спасение на одного только Бога. Все о чем он делится с нами, он достиг опытным путем.

В Священном Писании слово надежда употребляется более 100 раз. И Ветхий Завет един с Новым Заветом в описании какая надежда верна, и надежда каких людей погибнет. Псалмопевец Давид говорит: И ныне чего ожидать мне Господи? Надежда моя на Тебя! (Пс. 38:8); «Возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его» (Пс. 77:7). Надежда же людей лицемерных, нечестивых, уклоняющихся ко лжи, погибнет. Т.е. погибнет надежда людей, надеющихся на все кроме Бога. Помните, не надейтеся на князи и на сыны человеческие, говорит псалмопевец. Можно продолжить тем, чем мыслит современный человек. И на нефть и на доллар не надейся. Работай Господу со страхом и трепетом! Следи за курсом духовной жизни в соответствии с указанием Божиим в Священном Писании, советами святых отцов, духовного отца своего. Вот где страшно падение курса.

Бывает, приходится слышать, что у меня все так сложно и трудно, что сейчас не до храма. А ты расставь приоритеты верно. Как бы не было, не отходи от святыни Божией, и тогда все устроится и уладится, даже если все изменится. Не потому ли все так и есть, что главное отодвинуто на последнее или явно не первое место в жизни.

Вспоминая случаи, связанные с Преподобным, к нему тоже обращались люди с духом ослабевшей надежды в разных жизненных обстоятельствах, в разной мере церковные, которые обращались к преподобному.

И вот тут он всем, абсолютно всем помогал, но по-разному, в зависимости от обстоятельств. Часть этих людей объединял упадок сил в той жизни, которую они избрали, это были как монахини, так и миряне. Часть людей была недовольна отсутствием чего-либо желаемого. И тут он тоже помогал понять, а не ошибается ли человек в своем утверждении, к которому пришел сам, но  не через духовный опыт.

Так сестрам мельничной обители, изначально устроенной Преподобным было прямо скажем тяжело, хоть и радостно подвизаться, они не теряли надежды на улучшение условий жизни, но ждать пришлось иногда и тридцать и более лет после кончины Преподобного, но за то потом все обещанное исполнялось.

Вот воспоминания сестер 60-80-90х годов XIX века, они помнили его предсказания о величия монастыря, что будет 800 сестер и точно так и стало. Так писала одна из них:  «Старец говорил:  «Радость моя! Что нам унывать то! Ты погляди какой у нас собор будет!» И она слушала и только могла представить что-то, а он говорил, словно видит все на яву.

И эта же сестра, уже очень старенькая, писала через 50 лет после кончины старца, что и во сне бы не поверила тогда в маленькой келии мельничной обители, что сбылось все до деталей, предсказанное старцем. Но все сказанное старцем по всем вопросам всегда укрепляло дух сестре, их веру, их надежду.

Или вот однажды одна сестра обители стала ослабевать в надежде, что ее послушание в трапезной, дающее очень малую возможность бывать в храме, нужно продолжать, засомневалась, что это такой же верный спасительный путь. Захотела она бросить, но тут пришла другая сестра и, узнав ее желание, рассказала ей свою историю:

«Что сама была когда-то давно трапезничной, и тоже, по той же причине захотела оставить это послушание. И как-то все приготовила сестрам, да и пошла переодеваться.  А тут вдруг кто-то заходит, она спряталась на печь, так как не успела полностью одеться. И пришли вдруг две госпожи, нарядные, а одна помоложе – все нахваливают как все делается в трапезной, пробуют, а одна из них говорит: «Да это все так хорошо у ни них, потому что в молитве и с благословения все делается»! Дальше вспоминала сестра, «думаю, вот каких благочестивых старец прислал обитель их посмотреть». Только они вышли, она быстро оделась и за ними. Выбегает в соседнее помещение, а их нет –  пропали! Спросила у той сестры, что была при входе в здание, не заходил ли кто? Та говорит – нет! А потом к Серафиму пришла рассказала. А он и говорит. Да это было явление Божией Матери! И так она поняла, что угодно ее послушание и надо его держаться, пока другое не дадут. Ожила в ней надежда!

Реально произошедшие случаи и оставленные нам в летописях о жизни преподобного Серафима для нас очень важны. Потому нам и важны святые, что они были среди нас, они помогали таким как мы. Подчас даже то, что происходило, тогда давно в начале XIX века на сто процентов совпадает с вопрошаниями и скорбями людей нашего времени. Святые даны нам для того, чтобы нам помогать, и они это делают. Их ответы людям, сохранившиеся в истории, это ответы, способные укрепить надежду на Бога нам. Здесь и сейчас.

Их духовный опыт это настоящая кладовая для поиска ответа на свои переживания и боль. Это сокровищница духа, в ней есть истинные ответы, особенно в наш век существования почти везде и всюду экспертов по всем вопросам, век Интернета, Википедии и тому подобного. Но не будем современные средства поиска информации считать только греховными. Все зависит от того, что и как мы ищем и чем хотим насытить себя. Все мне позволительно, не все полезно, говорил ап. Павел(1 Кор 6:12). Как говорил преподобный Паисий Святогорец «Муха, и в поле, покрытом цветами, не найдет меда, лишь навоз». Муха пчелой стать не может, а вот человек из мухи может стать пчелой по духу.

Хочешь стать пчелкой, ищи мед, а не дурное, греховное. Хочешь найти духовный мед не в книгах, а в сети, и убедиться, что там все тоже есть, скажи телефону или набери в поисковой строке «Ок, Google преподобный Серафим Саровский о надежде». И убедишься, что ищущий обретает. Только ищи пути спасения и не теряй надежды на Бога и помощь святых и особенно нами почитаемого преподобного Серафима Саровского. Аминь

Священник Александр Стародубцев

Поделиться