Паломничество в Ростов Великий

Смотреть фотогалерею поездки.

Татьяна, звонарь храма

12 июня прихожане нашего храма во главе с отцом Александром совершили паломническую поездку в прекрасный древний город Ростов Великий Ярославской области. Хотя наше путешествие было не продолжительным, оно оказалось довольно насыщенным и интересным. Но,  обо всем по порядку.

Первое, что обратило на себя внимание – аварийная платформа вокзала Ростов Ярославский. Было грустно это видеть, но, наверно, подобное часто встречается в небольших провинциальных городах. Зато кому-то этот маленький город, в чем-то не прибранный, но живой и уютный, напомнил родные места. Много раз моя соседка с теплотой и радостью в голосе шептала мне: «Я будто домой приехала».

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Мы направлялись к первому остановочному пункту нашей программы Богоявленскому Авраамиевому женскому монастырю, а тем временем экскурсовод, Николай Николаевич, рассказывал нам о том, как легко отсюда добраться до… Кубы. Да-да, именно до Кубы! Оказывается, так называется один из районов города. В годы советской власти, когда строились эти многоэтажки, Куба была одной из социалистических стран, отделенных от основного социалистического блока океаном, находилась далеко. Вот и прозвали местные жители этот район Кубой, так как он строился на дальней окраине города.

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Монастырь назван в честь своего основателя преп. Авраамия Ростовского. Авраамий был сыном благочестивых родителей. С молодых лет он оставил дом, принял иночество и посвятил себя Богу. За свои аскетические труды преп. Авраамий сподобился благодати чудотворения. В его время в Ростове жили язычники, поклоняющиеся каменному идолу Велесу. Преп. Авраамий пылал ревностью искоренить в Ростове остатки язычества. Он молил Господа Бога о даровании ему силы и благодати Святого Духа сокрушить идола, но молитва его долго не была услышана.

07

Однажды преподобный Авраамий, в скорби и недоумении, сидел вблизи идола. И вот он видит идущего к нему благолепного старца. Авраамий поспешил навстречу, и после взаимного приветствия поведал старцу о своей печали. Тот ответил, что ему нужно отправиться в Царьград, разыскать дом Иоанна Богослова, войти в него, помолиться перед образом святого, и тогда «не выйдешь тщетно, но получишь желаемое». Преподобный Авраамий опечалился по причине далекого пути, но старец сказал: «Господь Бог сократит твой путь!» Блаженный Авраамий, исполнившись Святого Духа, взял благословение у старца и отправился в путь, забыв о его дальности.

Когда он, вышел за город, перешел реку Ишну, ему встретился неизвестный человек, и узнав куда отправляется преподобный, передал ему свою трость, повелел возвратиться назад, приступить к идолу Велеса, ударить его тростью во имя Иоанна Богослова, – и окаянный обратится в прах. С этими словами неизвестный стал невидим. Блаженный Авраамий понял, что это был Иоанн Богослов. С помощью его трости преподобный смог сокрушить идола.

Тропарь, кондак, молитва, величание у мощей прп. Авраамия. После всех помазали от лампадки у мощей.

Тропарь, кондак, молитва, величание у мощей прп. Авраамия. После всех помазали от лампадки у мощей.

На том месте, где встретил Авраамий святого старца, он поставил церковь во имя Иоанна Богослова, а там где стоял идол Велеса, преподобный, с благословения епископа, соорудил небольшую деревянную церковь во имя Богоявления Господня, поставил при ней кельи, собрал иноков и учредил общежитие. Это было в 1080 году.

В 1552 году Иван Грозный, собираясь в очередной поход на Казанское ханство, заехал в Ростов и взял с собой жезл из Авраамиевого монастыря, рассчитывая на его чудотворную силу. Казань пала. В честь этого памятного события Иоанн Грозный повелел построить новый каменный  Богоявленский собор.

Богоявленский собор

Богоявленский собор

Кроме Богоявленского собора в ансамбль монастыря входит надвратная церковь Николая Чудотворца конца XVII в. с двумя фланкирующими башнями того же времени. Ныне это единственный действующий храм обители. Интересно, что в XIX веке над уже существующей церковью были демонтированы купола, и надстроена колокольня в стиле классицизма.

Рядом расположена Введенская церковь, построенная около 1650 г. по заказу настоятеля монастыря Ионы, будущего ростовского митрополита Ионы Сысоевича. В советские годы монастырь был разорен. И в Введенской церкви находился местный вытрезвитель. Наш экскурсовод, Николой Николаевич, вспоминал, что в детстве никак не мог понять разговор встречный мужиков, когда один другому рассказывал, что он вчера был в Авраамиевом. Что такое Авраамиев мальчику тогда было не понятно. В Ростове есть еще один Введенский собор, которому в советские годы было найдено более непотребное применение, но об этом скажем позже.

Во время войны сюда переехали сестры полоцкого женского монастыря. В 1966 году умерла последняя из монахинь, сестра Маргарита. Она проживала в городском доме, и к ней очень любили приходить дети. Сестра Маргарита рассказывала им интересные сказки. Правда, герои всегда были одни и те же: зайчик, лисичка… Потом эти дети выросли и поняли, что она им рассказывала про Христа, но так, чтобы ее не обвинили в религиозной пропаганде. Сестра Маргарита похоронена на монастырском кладбище у стен Богоявленского собора.

Все внимаем экскурсоводу, только отец Александр отвлекся благословение местной монахини.

Все внимаем экскурсоводу, только отец Александр отвлекся благословить местную монахиню.

Здесь же покоится тело протоиерея Аристарха Израилева. Лично я чуть не подпрыгнула, когда услышала его имя. На курсах церковных звонарей нам много рассказывали об этом человеке. Аристарх Израилев переложил на ноты колокольный звон Успенской звонницы Ростовского кремля. Благодаря ему эта уникальная традиция колокольного звона сохранилась до наших дней. Вообще, я второй раз приезжаю в Ростов Великий. Первая поездка была в рамках программы обучения церковных звонарей. Но тогда мы большую часть времени провели непосредственно на Успенской звоннице во время звонов Всенощного бдения, а на могилу прот. Аристарха Израилева не попали. Сейчас мне было так радостно, трепетно здесь очутиться. Кажется, что этот важный, но какой-то далекий человек в минуту стал родным и близким. Упокой, Господи, душу раба Твоего.

Протоиерей Аристарх Израилев.

Протоиерей Аристарх Израилев.

Монастырь славится еще и тем, что долгое время здесь делали уникальные керамические иконы. К сожалению, сейчас мать Иеропия больше их не делает. Но несколько икон можно увидеть в храме Николая Чудотворца. Непосредственно над входом находится образ самого святителя, а в храме Распятие Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и икона Пресвятой Троицы, выполненная по образцу Рублевской. Алтарь храма расписан красиво и нежно.

05

Из всего ансамбля монастыря нам с сестрой более понравился ассиметричный Богоявленский собор, хотя он законсервирован и находится в запустении. Когда-то собор был белокаменным, сейчас всюду виден кирпич, зеленые купола поржавели, и кресты не ярко блестят, но несмотря ни на что он сохраняет свое величие и красоту!

Богоявленский собор. Алтарная часть. Такая стяжка.

Богоявленский собор. Алтарная часть. Такая стяжка.

Нельзя не сказать, что пирожки с вишней, которые испекли к нашему приезду, были очень хороши.

Ростовский кремль. Из Успения через Воскресение в Град Небесный – Иерусалим.

Далее мы отправились в Ростовский кремль. В пути экскурсовод обращал наше внимание на то, что многие здания города построены на деньги местных купцов. Их трудами были созданы и содержались богадельни и дома для одиноких стариков. Некогда здесь было несколько мануфактур и заводов. Сейчас большинство хозяйственных зданий разрушено, но часть все таки отремонтирована и используется современными предпринимателями. Приятно, что исторический центр города сохраняется в своем первоначальном виде, и соблюдается правило малоэтажной застройки, не нарушающей общего колорита.

09

Ростовский Кремль построен митрополитом Ионой Сысоевичем. Он как бы разделен на три части: соборная площадь, архиерейский двор и митрополичий сад. Самый внушительный храм Кремля – Успенский собор. Сейчас он на реставрации, которой не было уже очень долгое время. Часть росписей реставрируют, пытаясь максимально сохранить или восстановить утраченные образа, но часть создается заново. Немного удивительно и грустно, что новые росписи не создают единого целого с общим иконографическим стилем собора.

Иконостас собора на реставрации.

Иконостас собора на реставрации.

Нас предупредили, что в храме очень холодно. Оказалось настолько холодно, что пар изо рта идет. Однако, ранее в этом собор был отапливаемый. Под металлической плиткой, которой выстелен весь пол собора, проходил воздуховод. Горячий воздух прогревал пол, и это позволяло молиться в храме даже в студеную зимнюю пору.

Успенский собор Кремля

Успенский собор Кремля

Интересно, что на дверях собора сохранился большой кованный замок. Его изготовил мастер своего дела, стремившийся даже из бытовой вещи сделать произведение искусства. Серебристо-красное украшение внешней стороны замка позднего периода. Но еще более впечатляют металлические ручки в виде масок то ли человека, то ли животного. Оказывается они на несколько сотен лет старше собора, отлитые еще до монгольского нашествия. «Храм перестраивали, а ручки то хорошие, чего ж менять!?» – так комментировал наш экскурсовод.

12

В Успенском соборе мы помолились у каменной раки святителя Леонтия, епископа Ростовского. Сначала местные язычники, племя меря, сильно противились проповеди святителя Леонтия, несколько раз покушались на него, затем изгнали из города. Тогда он проповедовал среди детей, которые тянулись к нему, а через это крестились и взрослые. Почитание святого было столь велико, что 1190 г. (по другим сведениям, в 1194 г.) было установлено церковное празднование памяти святителя Леонтия, а вместе с ним и всех Ростовских святых. Этот праздник отмечается Русской Православной Церковью и поныне 23 мая (5 июня) в день обретения мощей святителя. Долгое время они почивали в золотой раке, которая подверглась разграблению и осквернению во время нашествия на город поляков в 1608 году. Считается, что именно после этого случая, во избежание и впредь надругательства над святыней, мощи Леонтия были положены в каменную раку, и закопаны в землю, потому сейчас пребывают под спудом в Ростовском Успенском соборе.  Так же в этом соборе покоятся мощи племянника преп. Сергия Радонежского, святителя Федора, основавшего Ростовский Рождественский монастырь.

В Успенском соборе мы помолились у каменной раки святителя Леонтия, епископа Ростовского.

В Успенском соборе мы помолились у каменной раки святителя Леонтия, епископа Ростовского.

Успенская звонница Ростовского Кремля является звонницей палатного типа. В 1862 была сооружена трёхпролётная звонница. Особый, дополнительный пролёт колокольни пристраивали для самого крупного благовестника «Сысой», отлитого позже в 1688 году.

Знаменитая звонница

Знаменитая звонница

Заметен небольшой зазор между первоначальным строением и пролётом «Сысоя». Таким образом, примерно к 1689 году ростовская звонница приобрела тот облик, который она имеет сейчас. Наша паломническая группа поднялась на колокольню, с которой открывается красивый вид на соборы Ростовского Кремля.

Вид на озеро Неро.

Вид на озеро Неро.

Вид с колокольни.

Вид с колокольни.

Автор этих строк. Ударом ладоней можно было тихонько позвонить даже в "Сысой"!

Автор этих строк. Ударом ладоней можно было тихонько позвонить даже в “Сысой”!

Отрадно, что все колокола этой звонницы было сохранены даже в годы советской власти. Сейчас мы может слышать древние ростовские звоны, исполненные на столь же древних колоколах.

Вместе с отцом Сергием Барабановым, проректором Ярославской духовной семинарии.

Вместе с отцом Сергием Барабановым, проректором Ярославской духовной семинарии.

19

Двор митрополичьей резиденции.

Митрополит Иона строил свою резиденцию так, чтобы она являлась прообразом Царствия Небесного. Потому надвратная церковь Ростовского Кремля посвящена Воскресению Христову. Чтобы из Успения через Воскресение пройти в Град Небесный – Иерусалим. Слева от главных ворот находилась трёхъярусная часобитная башня. Башня была построена на фундаменте старого строения, который не смог выдержать новую нагрузку. Со временем башня стала наклоняться, и два верхних яруса пришлось разобрать. В «доме на погребах» сейчас находится небольшая гостиница. В нем же есть музей колокольного литья, где выставлены в разрезе макеты всех слоев колокола, с помощью которого он отливается. Но посещение этого музея не входило в нашу программу.

С противоположной, южной стороны двора расположен митрополичий корпус. Первый его этаж был построен ещё в XVI веке, а второй – в начале 1670-х годов. Через 100 лет, в 1770-е надстроили третий этаж, здание получило новый облик. Рядом расположены «Красные палаты» – величественный, богатоукрашенный царский путевой дворец, в котором цари никогда не останавливались.

Сразу за митрополичьим корпусом находится церковь «Спаса на сенях» – домовый храм ростовских митрополитов, в который они могли пройти по галереи прямо из своих покоев. Это единственных храм Кремля увенчанный золотым, а не серебристым куполом.

«Спас на сенях»

«Спас на сенях»

В Митрополичьем саду некогда располагалось два монастыря. Один назывался «Григорьевский затвор». В конце XVII века кроме церкви Григория Богослова в монастыре имелся одноэтажный келейный корпус. В результате археологических раскопок установлены местоположение и конфигурация плана данного корпуса. Этот план обозначен боскетом из кустов кизильника блестящего.

21

Николаю Николаевичу, экскурсоводу, очень хотелось подчеркнуть, что наши соотечественники всегда были чистоплотны.

Виноград

Виноград

 Так западная стена митрополичьего двора еще при первоначальном строительстве была оборудована туалетом. Парадоксально, но тогда человека поддерживающего чистоту туалета называли «золотарь». А в одной из стен Митрополичьего сада находилась «мыленка» – средневековая баня.

В Митрополичьем саду.

В Митрополичьем саду.

За стенами Кремля виден Ростовский Рождественский монастырь, по преданию, основан в конце XIV в. святым архиепископом Феодором Ростовским. Старейшей постройкой монастыря является Рождественская церковь конца XVII в. В интерьере церкви сохранились настенные росписи 1715 г. Удивительно, но этот собор также немного накренился под собственной тяжестью. В годы рассвета монастырь насчитывал 120 насельниц, сейчас их всего 3.

Храм во имя Толгской иконы Божией Матери

Далее мы посетили одноглавую, предельно строгую по облику церковь Толгской Богоматери, чаще называемую храмом Ивана Милостивого.

Храм во имя Толгской иконы Божией Матери

Храм во имя Толгской иконы Божией Матери

Здесь почивают мощи угодника Божия блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца, называемого также Милостивым. Эта каменная церковь была сооружена в 1761 году, на том месте, где ранее находился деревянный храм во имя Иоанна Предтечи с приделом священномученика Власия.

У мощей блаженного Иоанна Власатого.

У мощей блаженного Иоанна Власатого.

Блаженный Иоанн был похоронен близко к этому пределу, от чего в народе стал называться Власатым, а за  многочисленные чудеса, совершавшиеся по молитвам к этому святому, его прозвали милостивым. В храме хранится древняя латинская псалтирь и верижный крест святого Иоанна. Имеются иконы старинного письма 14-16 веков, святцы, написанные уникальной ростовской финифтью. В 20 веке, во времена безбожия, из 22 храмов и 5 монастырей старого Ростова не был закрыт только этот маленький храм во имя Толгской иконы Божией Матери. Вся полнота церковной жизни Ростова с 1931 по 1943 годы заключалась в его стенах. Не знаю почему, но на меня этот маленький храм и Святой Иоанн Власатый произвели очень большое впечатление. Было радостно вместе со всеми петь тропарь и молиться этому святому.

Спасо-Яковлевский Димитриев Монастырь

Исторически монастырь соединил в себе два близко расположенных монастыря. Древний  Спасо-Песоцкий монастырь основала во второй половине XIII века княгиня Мария, дочь черниговского князя Михаила и жена ростовского князя Василька; сестра Ефросиньи Суздальской и прабабушка Анны Кашинской. Она умерла в 1271 году, была похоронена под Спасской церковью монастыря. В 1764 году Спасо-Песоцкий монастырь по указу Екатерины II был упразднён, а в 1765 его приписали к соседу — Яковлевскому монастырю. После объединения монастырь стал именоваться Спасо-Яковлевским.

Спасо-Яковлевский Димитриев Монастырь

Спасо-Яковлевский Димитриев Монастырь

Яковлевский монастырь был основан около 1390 г. святителем Иаковом, епископом Ростовским. Предание гласит, что святитель помиловал раскаявшуюся блудницу, которую приговорил к смертной казни ростовский князь. За это князь изгнал святителя из города, он спустил свою мантию на реку, и вода привела его сюда. На сем месте святитель Иаков построил и освятил деревянный храм в честь Зачатия св. Анны. Изначально его монастырь именовался Зачатьевским. 27 ноября 1392 года святитель Иаков преставился, и был погребен в Зачатьевском храме, у северной стены. В 1549 г. Стоглавый Собор утвердил канонизацию святителя Иакова Ростовского.

1 марта 1702 года обитель посетил ростовский митрополит Димитрий. После молебна святитель указал на юго-западный угол монастырского собора и произнес: «Се покой мой, зде вселюся но век века». 25 ноября 1709 года состоялось погребение святителя Димитрия Ростовского в соборе Спасо-Яковлевского монастыря.

21 сентября 1752 года при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. В монастыре была заведена тетрадь, куда паломники могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Каждое исцеление несколько раз перепроверялось. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Память ему совершается 21 сентября и 28 октября. В 1800 году было закончено строительство Димитриевской церкви. 11 сентября 1836 года монастырю присвоили наименование Спасо-Яковлевский Димитриев.

После вкусного обеда в монастыре мы посетили Зачатьевский, Яковлевский и подземный Воскресенский храмы.

Интересной особенностью интерьера Зачатьевского храма является оригинальная конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Стенопись Зачатьевской церкви, исполненная в 1689–1690 годах, является одним из ценнейших памятников фресковой живописи Ростова.

Фрески Зачатьевского храма.

Фрески Зачатьевского храма.

В период с 1762 по 1765 годы был сооружен великолепный резной трехъярусный иконостас, в период с 1776 по 1779 год он был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским. Сейчас храм находится на реставрации. Деревянный иконостас снят, и под ним обнаружили фрески первоначального иконостаса XVII века, написанные непосредственно на стенах. Благодаря внешнему деревянному иконостасу эти росписи сохранились очень хорошо. Под слоем штукатурки ученые обнаружили надпись, в которой иконописцы повествуют о своей работе в этом соборе. Росписи стен, сохранились не так хорошо. Местами сквозь кирпичную кладку пробиваются шляпки кованных металлических четырехгранных гвоздей, с помощью которых укрепляли слои штукатурки. Святыней этого храма является одна из фресок алтаря – чудотворная икона св. Богоотец Иоакима и Анна. К этой иконе можно прикладываться не смотря на строительные леса, окружающие ее со всех сторон. Мы вместе помолились перед нею.

чудотворная икона св. Богоотец Иоакима и Анна

чудотворная икона св. Богоотец Иоакима и Анна

Яковлевский собор поражает своим величием. В нем уникальная красивейшая лепнина. Нам посчастливилось помолиться у мощей святителя Димитрия. Приложиться к Ватопедской иконе Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение» –  келейной иконе Димитрия Ростовского, написанной с афонского списка, но по ошибке в зеркальном отображении.

У мощей свт. Димитрия Ростовского.

У мощей свт. Димитрия Ростовского.

Возле мощей святого есть экземпляр книги Четьи-Минеи Димитрия Ростовского, напечатанной при жизни автора. Также нам позволили подняться на балкон под купол храма. А еще двое певчих монастырского хора исполнили несколько духовных песнопений. Это было очень трогательно и приятно.

Яковлевский собор

Яковлевский собор

В 1912 г. В подземном Воскресенском храме были воссозданы три святыни Воскресенского Иерусалимского храма – часовня Животворящего Гроба Господня (кувуклия), Голгофа – место распятия Спасителя и Темницы Христа – место, где Он ожидал казни.

Темница Спасителя

Темница Спасителя

Также в монастырской церкви было устроено подобие Вифлеемской пещеры – главной святыни храма Рождества Христова в Вифлееме. Степень соответствия монастырских подобий их оригиналам, находящимся в Святой Земле, различна. Большинство святынь воспроизводились символически, но первоосновная реликвия – Гроб Господень, был скопирован довольно точно. Для устройства Воскресенской церкви был приспособлен подвал Яковлевского храма. Сейчас храм на реконструкции, т. к. он часто затапливается.

В 1913 году обитель посещали Государь Император Николай Александрович с Августейшей Семьей, Великая Княгиня Елизавета Федоровна. Мы тоже видели эти святыни. А когда поклонялись Гробу Господню, вместе пели пасхальные песнопения и очень радовались.

36

После этого мы посетили смотровую площадку на Юго-Западной монастырской башне, с которой открывается красивейший вид на окрестности монастыря и панораму озера Неро.

32

Дорожка к башне ведет вдоль южной стены через живописный уголок монастырского двора, который усыпан высокими ярко-фиолетовыми ирисами.

31

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Конечным пунктом нашей паломнической поездки стал Троице-Сергиев Варницкий монастырь. Основана обитель была в 1427 году, пять лет спустя после обретения честных мощей игумена Радонежского. В то время в Ростове и его окрестностях еще живы были люди, которые слышали рассказы своих родителей о преподобных Кирилле и Марии и могли указать основателю монастыря, архиепископу Ростовскому Ефрему, место, где некогда находился их дом. Название Варницкий происходит от названия поселения, в котором издревле вываривали соль.

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

Троице-Сергиев Варницкий монастырь

В советское время большая часть ансамбля монастыря была уничтожена. Сохранились Введенская церковь, построенная в 1828 г. в стиле классицизма. В этой второй Введенской церкви города Ростова безбожники в годы своей власти расположили один из цехов соседней птицефабрики.

34

В 1989 г. создается церковная община граждан, проживающих в поселке Варницы. В 1995 году по указу Святейшего Патриарха Алексия II и по просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Михея Троице-Сергиевская Лавра взяла Варницкую обитель под свое покровительство. Начались восстановительные работы.

37

Сейчас обитель практически полностью восстановлена. В настоящее время она является крупным паломническим центром, собирающим со всей России желающих почтить память семьи одного из величайших русских святых.

По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 2004 году в Троице-Сергиевом Варницком монастыре была учреждена православная гимназия. Она находится под покровительством архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В младшей гимназии могут обучатся и мальчики и девочки. В старшей гимназии – пансионе обучатся только мальчики. Зачисление проводится на основании конкурсного отбора.

Обнаруженные надгробья.

Обнаруженные надгробья.

МЧС предупреждает

По окончании экскурсионной программы некоторые прихожане сразу отправились в Москву на личном транспорте. Большая часть нашего коллектива совместно трапезничала в кафе недалеко от вокзала. Мы мирно проводили время, а МЧС предупреждал об усилении ветра, грозе и граде. В такие моменты всегда удивляешься и радуешься милости Божьей: весь день Ростов баловал нас теплом и солнцем, а перед самым отъездом небо действительно заволокло тучами, и от порывов ветра хотелось поскорее укрыться. Мы разбрелись по своим вагонам, и мерно покачиваясь, получившие заряд духовной бодрости, так необходимой в начале, да и во время поста, направились в Первопрестольную.

Послесловие

Эта поездка оставила в моей душе несколько ярких отпечатков, и дала пищу для следующих размышлений. Как же все таки крепка вера святых и как велико их терпение! Нам часто не хватает духа молиться и ждать исполнения личных просьб, а святой Авраамий долго молился об даровании силы просветить язычников. Так горяча была его вера и стремление нести Благовестие Христово. Подобно и святой Леонтий много страдал от язычников, но не оставлял своего намерения привести их в лоно матери Церкви.

Удивительно, как близко святые к ныне живущим: Иоанн Богослов явился преподобному Авраамию. Воистину, для Бога и святых не существует пространства и времени. Это изречение актуально и для нас.

Отозвалась во мне та мысль, что свят. Леонтий и монахиня Маргарита несли свою проповедь детям, и дети были приняты Богом. Нужно и нам постараться воспитывать своих чад в духе православной веры.

Со мной в поездке были сестра и племянница, они как и остальные члены нашей семьи крещены в младенчестве, но не воцерковлены. Ире и Алине поездка понравилась.

Они по своему воспринимали увиденное и услышанное, прикасались к истории Руси, любовались ее красотой. Мне хочется верить, что эта паломническая поездка со временем натолкнет их на более глубокие размышления. Алина, школьница, подросток, для себя заметила и запомнила, то что отличается от обычной жизни ее сверстников: мальчики в гимназии помогают в саду, убираются, выполняют иные послушания, и не слоняются праздно.

Много пользы мне принесла совместная молитва. Но еще более удивительной, трогательной и трепетной она стала для новоначальных прихожан нашего храма. Казалось, заходя в каждый новый собор, отец Александр уже знал, где ему взять тропарь, кондак и молитву почитаемому святому. И мы, как могли, их вместе читали и пели. Это было хорошо.

Конец. И Богу слава!

Смотреть фотогалерею поездки.

Поделиться