Паломничество в Арзамас и Дивеево. Часть 1

Выражаем благодарность в организации поездки протоиерею Александру Малафееву, руководителю организационного отдела Нижегородской епархии

Введение

21-22 октября прихожане нашего храма во главе с о. Александром совершили паломническую поездку в Дивеево – обитель, где покоятся мощи небесного покровителя нашего храма святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Изначально предполагалось, что мы посетим не только Дивеево, но и Саров. Поскольку именно в этом городе будучи монахом Саровского монастыря преп. Серафим совершал свой подвиг. Однако, Господь распорядился иначе. Саров – «ядерная столица» нашей державы, в связи с чем имеет статус «закрытого административно-территориального образования», и особый пропускной режим. Несмотря на то, что мы в установленные сроки выполнили все условия, необходимые для допуска на территорию города, ФСБ нас туда не допустила. Вернее, из 30 человек одобрила лишь двоих – о. Александра и казначея. Но они, конечно, туда не поехали: хороший капитан своих не бросает.

К слову сказать, для многих из нас ночь в поезде оказалась не из легких. Нашими попутчиками были болельщики московского Динамо, устремившиеся в Казань на футбольный матч Премьер-Лиги 2017-2018 «Рубин (Казань) – Динамо (Москва)», состоявшийся в субботу 21 октября (с результатом 0:0). Зато Арзамас радостно встретил нас первым пушистым белым снегом.

Суббота 21 октября 2017 года

I. Экскурсия по городу Арзамасу

Многие наши прихожане ранее посещали Дивеево, и так или иначе знакомы со святынями и достопримечательностями этой благословенной обители. А вот в Арзамасе большинство никогда не было, или посещали город проездом. Поэтому я позволю себе довольно подробно рассказать о храмах, святынях и достопримечательностях города Арзамаса, с которыми мы успели познакомиться во время экскурсии, чтобы те, кто были в поездке, могли лучше запомнить их, а тот кто не был – узнать.

1. Воскресенский собор

Намеченную экскурсию по Сарову сменила экскурсия по Арзамасу. Нас встретила экскурсовод Тамара Ивановна, женщина очень эмоциональная, передававшая информацию с, кажется, только ей свойственной харизмой, говорившая, что называется «с чувством, с толком, с расстановкой», смакующая каждое слово. Было видно, что она получает наслаждение от своей работы. Тамара Ивановна всегда оказывала особое внимание о. Александру, стараясь, чтобы он первый увидел самое интересное, и не упустил не одной казавшейся ей важной детали, в свою очередь на которые он обращал внимание всех паломников.

Сначала мы познакомились с историческим центром города – Соборной площадью, так же называвшейся базарной, главным украшением которой является величественный пятиглавый Воскресенский собор. Он построен на вершине холма, по проекту известного архитектора – арзамасца М.П. Коринфского, и занимает доминирующее положение на карте города. Собор строился с 1814 по 1842, из которых каменная кладка храма шла около 7 лет и была закончена только в 1821 году, еще 21 год шли отделочные работы и роспись собора.

 Воскресенский собор.

Воскресенский собор.

Внутреннее убранство Воскресенского собора украшено золотой чеканкой, росписью и фресками художников. Роспись храма выполнялась выпускниками Арзамасской художественной школы А.В.Ступина: Осипом Серебряковым, его сыном Александром Серебряковым, а также Егором Фёдоровым. Собор расписан в технике «альфреско» – по сырой штукатурке тушью. Все картины на сводах и стенах изображают земную жизнь Христа.

2

Роспись в технике «альфреско»

Важно отметить, что иноком Иосифом Серебряковым были написаны два прижизненных портрета старца Серафима. Первый был написан в начале XIX столетия, “когда старцу было около пятидесяти лет”, второй – “с натуры лет за пять до кончины”, то есть около 1828 года. Вероятно, здесь подразумевается тот же иконописец, что расписывал Воскресенский собор. Ошибка в имени вызвана неточным использованием монашеского Иосиф – Осип. Инок Иосиф в миру Семен Серебряков – выпускник Арзамасской художественной школы, возглавляемой А. В. Ступиным. Был почитателем преподобного Серафима Саровского. После 1845 года поступил в Саровскую пустынь, окончив там вместе с сыновьями роспись собора в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”.

Именно портрет Серебрякова стал излюбленным образцом для копирования, а затем – основой самого распространенного иконописного извода образа святого. По описанию жития Н.В.Елагина, буквально процитированному автором “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря” архимандритом Серафимом (Чичаговым), старец был написан “в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Св. Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди”.  Портрет считается утраченным, но сохранилось несколько очень точных списков.

Наиболее ранним, вероятно, созданным еще во время преподобного, является список из частного собрания с надписью на обороте холста: “1829 года нарисовано Художникомъ В.Ф.Бихо…” В Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, в киоте перед алтарем, находится образ начала XX века – точная копия портрета кисти Серебрякова, написанная сестрами монастыря на доске, как икона. Очень деликатно, не нарушив общего художественного строя, выполнены нимб и надпись.

Преподобный Серафим Саровский. 1829–1830-е годы. (В.Ф.Бихов?).  Холст, масло. Частное собрание

Преподобный Серафим Саровский. 1829–1830-е годы. (В.Ф.Бихов?). Холст, масло. Частное собрание

В годы советской власти в Воскресенском соборе находился музей религии. Сюда были перенесены все наиболее почитавшиеся в Арзамасе святыни. Так из Ильинского храма, где сейчас располагается краеведческий музей, принесли главную святыню города – Честной и Животворящий Крест Господень, из Свято-Никольского женского монастыря – резной образ святителя Николая (Можайского); а также чудотворный образ Казанской иконы Богородицы и многое другое. Вероятно, именно это обстоятельство уберегло святыни от поругания и полного уничтожения.  По этой же причине здание собора почти без изменений дошло до настоящего времени.

Животворящий Крест Господень

Животворящий Крест Господень более 200 лет находился в Ильинской церкви, к приходу которой относились купцы братья Шаянские. Один из них принес его в Арзамас с Макарьевской ярмарки. Как повествует об этом летописное сказание, однажды молодой арзамасец,  отличавшийся особенным благочестием, отправился после Литургии на пристань. Там его внимание привлекло судно с красивым убранством. Он взошел на корабль и увидел Честной Крест Господень. Юноша стал перед ним молиться. В это время пришел хозяин судна. В порыве благочестивого восторга юноша умолял продать ему святыню. Хозяин сказал, забрать Крест немедленно, а деньги принести позже. Молодой человек поспешил к братьям. Те одобрили его поступок, и дали установленную сумму денег. Но на следующий день Шаянский не нашел судна на пристани. Одни его вообще не видели, а другие говорили, что этот корабль отплыл несколько дней назад. Пораженный случившимся, юноша  взял Крест и, неся его на себе, пешком отправился в Арзамас. Весь путь от Макарьевской ярмарки до Арзамаса (более 100 км) он проделал за сутки, не чувствуя усталости. Придя домой, он внес распятие на крыльцо, но не смог занести в сени. Он попросил приходского священника отслужить молебен. Во время молебного пения Шаянский увидел свет, исходящий от Креста. Он понял, что не сможет хранить святыню дома, и пожертвовал ее храму. До сих пор от Креста не перестают совершаться чудесные знамения: в 1883 году произошло избавление от пожаров храма, где находился Крест; во время молебнов люди неоднократно видели свет, исходящий от лика Распятого; отмечены случаи исцеления болящих младенцев и многое другое. Животворящий Крест Господень находится в Воскресенском соборе от Пасхи до Покрова, а в холодное время года, когда собор закрыт, он переносится в зимнюю церковь.

Животворящий Крест Господень

Животворящий Крест Господень

Больше всего меня поразили своей красотой и великолепием Казанская и две Тихвинские иконы Пресвятой Богородицы, обильно украшенные золотной вышивкой – трудами монахинь-золотошвеек, подвизавшихся в Николаевком и Алексеевском монастырях города Арзамаса.

Тихвинские иконы Пресвятой Богородицы. Золотное шитье

Тихвинские иконы Пресвятой Богородицы. Золотное шитье

А еще привлек внимание и запечатлелся в памяти образ в полный рост святого праведного Алексия  Бортсурманского. Раньше я ничего не знала о нем, разве что имя могла слышать, и то не уверена, но икона приковала мой взгляд. Образ святого праведного Алексия Бортсурманского с частицей мощей была доставлена в Арзамас для молитвенного поклонения 31 марта 2014 года. По многочисленным просьбам арзамасцев, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, он был оставлен в кафедральном соборе во славу Воскресения Христова.

Святой праведный Алексий  Бортсурманский

Святой праведный Алексий Бортсурманский

Удивительный святой. Праведный Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины.

В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве.

С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости  Также он сподобился многих видений и откровений. В течение последних 30 лет своей жизни святой Алексий не мылся и, приближаясь к концу жизни, носил власяницу, в которой и был похоронен согласно своему желанию. В его келье не было другой обстановки, кроме маленькой печки, грубой постели, стола с несколькими стульями да аналоя перед иконой с теплящейся лампадой. По апостольской заповеди отец Алексий молился непрестанно (см.: 1 Фес. 5: 17). В какое бы время люди ни приходили к нему в келью, они заставали его молящимся. Он принимал пищу не чаще одного раза в день, строго соблюдал все посты, не ел ни рыбы, ни растительного масла даже тогда, когда это было разрешено. Никто не знал, чем святой питался на первой и последней неделе Великого поста, ибо по его просьбе ему вообще не приносили еды в эти дни.

Преподобный Серафим Саровский питал глубокое почтение к подвижническим трудам святого Божия. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал о нем благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда христиане из тех мест, где жил святой Алексий, приходили к преподобному Серафиму, он отсылал их обратно, смиренно убеждая, что у них есть ревностный заступник пред Господом – отец Алексий, священник из села Бортсурманы.

Казанская икона Божией Матери

По преданию, образ был написан для Арзамасского Троицкого мужского монастыря. Прославление иконы произошло летом 1643. В тот год стояла продолжительная засуха, по этому поводу назначен был крестный ход вокруг города. Утром в этот день прихожане Крестовоздвиженской церкви во время совершения Божественной Литургии увидели проходившего мимо их церкви некоего инока Даниила, несшего большую икону Казанской Божьей Матери в монастырь Живоначальныя Троицы. Крестовоздвиженские прихожане стали просить его, чтобы он отдал икону в их церковь. Даниил не смог дальше сдвинуть ее с места, и увидев в этом знамение Божие, оставил ее Крестовоздвиженском приходе. После молебна перед новопринесенною иконою ее взяли в крестный ход. Когда дошли до погоста церкви Илии Пророка, Господь прославил св. икону благодатным знамением: от нее увидели свет и истекло миро, потом Бог даровал и дождь.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери

Вышивку для этой иконы изготовила известная золотошвейка – Александра Петровна Подсосова, женщины с трагичной судьбой. Дочь богатого и влиятельного арзамасского купца П.И. Подсосова, она полюбила простого приказчика, и не получила позволения отца на этот брак. Влюбленные поклялись хранить верность друг другу и приняли постриг — Александра Ивановна в Алексеевском монастыре, а ее любимый в Саровской пустыни. П. И. Подсосов тяжело переживал уход дочери в монастырь, и осознавая свою вину в этом, много жертвовал монастырю денег, золота, драгоценностей, дорогих тканей. В монастырских книгах имеются записи о регулярных пожертвованиях, поступавших от этой семьи. Так за период с июня по ноябрь 1849 года Подсосовы передали в Алексеевский монастырь около 400 рублей — деньги по тем временам немалые.

В 1792 году при Крестовоздвиженской церкви был построен новый теплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери. После закрытия храмов Крестовоздвиженского прихода в 1929 году образ был передан в музей атеизма, разместившийся в Кафедральном соборе во славу Воскресения Христова города Арзамаса. Здесь он находится и по ныне. Сегодня в киоте иконы хранится пояс, освященный на Поясе Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря на Афоне, во время посещения этой великой святыни Арзамаса в 2011 году.

В настоящее время приход кафедрального собора во славу Воскресения Христова имеет четыре храма: сам Воскресенский собор (летний), церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» (зимняя), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (крестильная), приписная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в  ФКУ «Арзамасская воспитательная колония» ГУ ФСИН России по Нижегородской области, в поселке Высокая гора Арзамасского района.

Церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» находится  рядом с Воскресенским собором, поэтому нам удалось коротко, не входя внутрь, познакомиться с ее архитектурой, и послушать звон перед началом Литургии. Остальные храмы мы не посещали.

Церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

Церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

Церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

Церковь в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник»

2. Музей Русского Патриаршества

На этой же площади, чуть ниже Воскресенского собора расположены Музей Русского Патриаршества. Мы были немного удивлены, встав перед закрытыми дверями музея: пришли около 8 часов, а он открывается в 10.00. Оказалось, что наш экскурсовод, Тамара Ивановна, является его хранительницей, и специально для нас провела интересную экскурсию в неурочное время.

Справа налево: Музей патриаршества, Церковь «Живоносный Источник», Воскресенский собор.

Справа налево: Музей патриаршества, Церковь «Живоносный Источник», Воскресенский собор.

Музей расположен в  историческом здании ратуши (магистрата ). Этот памятник гражданской архитектуры в стиле барокко второй половины 18 века, является объектом культурного наследия федерального значения, а также единственным для Нижегородской области и страны ни разу не перестроенным административным зданием того времени.

Музей Русского Патриаршества, уникальный совместный проект церкви и государства, открыт 1 августа 2013 года. Экспозиция музея Русского Патриаршества посвящена жизни и деятельности Патриархов Московских и всея Руси Никона Минова (1605-1681) и Сергия Страгородского (1867-1944), рожденных на Нижегородской земле, а также Патриархов Русской Православной Церкви XX – начала XXI веков: Алексия I (1877-1970), Пимена  (1910-1990), Алексия II (1929-2008), Кирилла. Здесь представлены подлинные вещи Патриархов и современные реконструкции.

Холл музея расписан портретами всех патриархов с указанием дат их правления

Холл музея расписан портретами всех патриархов с указанием дат их правления

В зале, посвященном Патриарху Никону представлена реконструкция облачений, предметов быта, его вериг. Патриарх Никон имел титул «Великого Государя», он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Особенно ревностно проявил себя как церковный реформатор. Однако, как мы знаем, эти церковные реформы породили старообрядческий раскол. К тому же некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение. Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана, и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

В зале, посвященном Патриарху Никону

В зале, посвященном Патриарху Никону

Мне показалось удивительным, что в этом зале представлена небольшая коллекция глиняных изразцов. Но если более подробно познакомиться с биографией Патриарха, этот момент становится легко объяснимым: «Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов…».

Изразцы

Изразцы

Зал и холл, посвященные истории Арзамасского магистрата. Здесь представлены исторические карты, образцы одежды некоторых чиновников и городовых, подлинное кресло Екатерины II, оставшееся в городе после его посещения великой императрицей. Гусиные перья, используемые для письма, ведь Арзамас издревле был «гусиной столицей» нашей державы. В холле мы видим экспонаты, связанные с прославлением преподобного Серафима Саровского, и перенесением его мощей. Здесь же хранится наградной знак для духовенства, учрежденный Александром I в честь победы над Наполеоном. Это был бронзовый крест на Владимирской ленте, которую украшала надпись «1812». Такой же крест вручили и преподобному Серафиму с формулировкой «за молитвы об одолении русского оружия». Преподобный никогда не надевал эту награду.

Наградной знак для духовенства, учрежденный Александром I в честь победы над Наполеоном.

Наградной знак для духовенства, учрежденный Александром I в честь победы над Наполеоном.

Из окон часовни при городском магистрате открывается прекрасный вид на город, с его многочисленными храмами, расположенными вдоль главной улицы.

Из окон часовни при городском магистрате открывается прекрасный вид на город, с его многочисленными храмами, расположенными вдоль главной улицы.

Среди экспонатов в зале, посвященному Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Сергию (Страгородскому) можно видеть порушенный в годы советской власти купол неизвестного собора, предметы быта современников Патриарха,  некоторые документы, клавиетту – язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент из семейства гармоник, имеющий некоторое сходство с аккордеоном и губной гармоникой. Также представлена реконструкция кабинета Патриарха Сергия.

В зале, посвященному Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Сергию (Страгородскому)

В зале, посвященному Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Сергию (Страгородскому)

В зале, посвященному Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Сергию (Страгородскому)

В зале, посвященному Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Сергию (Страгородскому)

Реконструкция кабинета Патриарха Сергия (Страгородского)

Реконструкция кабинета Патриарха Сергия (Страгородского)

В зале, посвященном святейшим Патриархам Алексею I, Пимену, Алексею II можно увидеть их подлинные облачения, архиерейские кресты и панагии, награда, фотографии. В музее также есть зал, посвященный Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и его корням на Нижегородской земле.

В зале, посвященном святейшим Патриархам Алексею I, Пимену, Алексею II

В зале, посвященном святейшим Патриархам Алексею I, Пимену, Алексею II

В зале, посвященном Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и его корням на Нижегородской земле

В зале, посвященном Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу и его корням на Нижегородской земле

О. Александр несколько раз обращал наше внимание на старинные антиминсы, потому как мирянам редко выпадает случай увидеть антиминс воочию. В музее они расположены в залах, посвященных Патриархам Никону, Сергию и Кириллу. Антиминс (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, неотъемлемая часть престола, без которой нельзя совершать Литургию. На антиминсах изображается положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия Его казни, и четыре евангелиста. На антиминсе есть подпись епископа, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Антиминсы

Антиминс

Антиминсы

Антиминс

Антиминсы

Антиминс в период гонений на верующих

После посещения музея Тамара Ивановна предложила нам подкрепиться в расположенной напротив монастырской трапезной. Однако здесь нас ждало небольшое разочарование: трапезная не была готова к наплыву паломников, и нас попросили зайти позже. Не теряя времени мы направились в Свято-Николаевский женский монастырь.

3. Свято-Николаевский женский монастырь

Соборная площадь. Справа налево: Свято-Николаевский женский монастырь, Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь, здание магистрата (музей русского патриаршества)

Соборная площадь. Справа налево: Свято-Николаевский женский монастырь, Арзамасский Спасо-Преображенский мужской монастырь, здание магистрата (музей русского патриаршества)

Слева от входа в монастырь есть небольшая табличка «К иконе». Сразу создается впечатление, что каждый паломник знает о какой иконе идет речь. Но, честно говоря, мы не представляли, хотя Тамара Ивановна коротко рассказывала. Оказывается в монастыре несколько чудотворных образов Пресвятой Богородицы и резной образ святителя Николая Чудотворца (Можайского).

Основание Николаевского монастыря неразрывно связано с воспоминанием о Феофилакте Яковлеве, который около 1580 г. «по своему усердию и на собственный счет построил деревянную церковь во имя Николая Чудотворца». В те времена священники обычно избирались прихожанами, а не назначались епархиальным начальством, поэтому в настоятели, вероятно, по выбору прихожан, был посвящен сам храмоздатель. Вскоре игумен Спасского монастыря Сергий принес в дар этому храму резной образ святителя Николая, именуемого Можайским, и предложил Феофилакту обустроить при этом храме девичий монастырь. Идея была поддержана Феофилактом. И он строит неподалеку еще одну деревянную теплую церковь во имя Богоявления с приделом Св. Георгия Победоносца, с жилыми подклетами и деревянной папертью, а также колокольню и 30 отдельно стоящих келий. Всю территорию огородили забором. Очевидно, благословение на учреждение монастыря было получено ранее, перед строительством всех этих сооружений.

В Свято-Николаевском женском монастыре

В Свято-Николаевском женском монастыре

В Свято-Николаевском женском монастыре

В Свято-Николаевском женском монастыре

О происхождение резного образа святителя Николая (Можайского) в предании говориться, что после горячей молитвы жителей Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами в соборе Святителя Николая последовало чудесное видение Святителя над храмом с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Благодарные жители устроили образ Святителя в том виде, как он им явился. Этот образ – одна из древнейших святынь земли русской. Редкая на Руси скульптура была предметом гордости. В древнем Можайске находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоценными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству.

Икона св. Чудотворца Николая, пожертвованная игуменом Сергием, прославилась в начале 17 столетия многими чудесными исцелениями, от которых сам монастырь получил тогда наименование Николая Чудотворца Новые Прощи (от слова проща, прощать, прощение грехов). При игумении Марии (Ахматовой) в 1870 году икона была украшена новой серебрено-позлащенной ризой с камнями и жемчугом и находилась в иконостасе Никольского храма.

Резной образ святителя Николая (Можайского)

Резной образ святителя Николая (Можайского)

За историю своего существования монастырь сгорал два раза. Первый пожар случился в 1650 году, второй –  в 1726 году. В этот раз огонь уничтожил не только монастырь и церковь, но и большую часть города. Но, не смотря на всеобщую беду, стараниями игумений, святых сестер, и жителей города, которые жертвовали средства для  обители – монастырь был восстановлен.

В 1913 году монастырь был вполне благоустроен. Здания его и постройки были покрашены и чисто выбелены, аккуратные дорожки и клумбы с цветами радовали глаз. Внутреннее пространство храмов со старинными резными иконостасами и многочисленными иконами, ценными церковными вещами были плодами трудов и гордостью монахинь, число которых достигло 325 человек. Сестры ни в чем, необходимом для иноческой жизни, не нуждались и могли спокойно заботиться о своем духовном спасении. Не имея богатых и постоянных жертвователей, они жили в основном своим трудом, работая на земельных угодьях, принадлежащих монастырю; в монастырской иконописной мастерской; шили церковные облачения, искусно украшая их золотой вышивкой; изготовляли обувь, вязали ботинки, чулки и пуховые платки, стегали одеяла и т. д.

После 1928 года монастырь был закрыт. Келии были переданы под жилье обычных людей, а церковные здания понемногу разрушались. Образ святителя Николая был перенесен в Кафедральный Воскресенский собор, бывший тогда музеем атеизма, и укрыт от поругания, где бережно сохранялся не одно десятилетие. В 1994 году монастырь был возвращен Церкви, стал активно восстанавливаться, возрождается и монашеская жизнь.

Спустя короткое время после открытия обители на Богоявленской церкви был восстановлен купол. В том же году был освящён верхний зимний придел в честь Богоявления Господня.  Богоявленский храм сегодня – основное место для проведения богослужений. Он теплый и уютный, с сохранившимися старыми иконами, в нем пребывают частицы мощей великих святых, иконы блаженной Матроны Московской и святой мученицы Татианы с частицами мощей. В Богоявленской церкви внизу размещался больничный храм  в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Это название храм сохранил и поныне.

18 декабря 2015 года икона святителя Николая Чудотворца при совершении молебного пения была торжественно перенесена в Арзамасский Свято – Николаевский женский монастырь, где Святитель Николай архиепископ Мир Ликийских занял свое законное место, в освященном в честь него храме. Сейчас храм действует, но все еще нуждается в ремонте.

Храм Николая Чудотворца

Храм Николая Чудотворца

Мы направились в нижний предел Богоявленской церкви. Здесь нас встретила весьма энергичная монахиня, которая сразу стала рассказывать о величайших, горячо любимых ею святынях. Сначала она обратила наше внимание на образ Богородицы «Достойно есть». В наше время эту икону приобрел на ярмарке один благочестивый человек. Так как она нуждалась в реставрации, он принес ее мастеру. Забирая икону, заказчик увидел голубое свечение, исходившее от нее. Мужчина почувствовал, что в этой необыкновенной ситуации не стоит и размышлять о стоимости проведенной работы. Отдал мастеру все деньги, которые у него были, и повез икону домой. На протяжении всего пути над машиной летел голубь, как бы сопровождая ее. Владелец решил, что такую икону нельзя хранить дома, нужно явить ее и другим людям. Он намеревался передать образ в один из знакомых ему монастырей. По пути мужчина заехал в Свято-Николаевский женский монастырь. Сестры упросили оставить эту икону в дар обители. Мужчина согласился. По молитвам перед этой иконой Богородицы происходят различные чудеса.

Второй чудотворный образ именуется «Достойно есть, рубленная». Это центральный фрагмент списка иконы, на котором видна Богородица с Младенцем на руках.  Этот образ – первый список афонской иконы Богородицы «Милующая», пред которой в 980 году молодому монаху было видение Архангела Гавриила, воспевающего песнь Богородице. После этого икона получила название «Достойно есть». В то время такой образ еще не был известен в России. Настоятель Русского Пантелеимонова монастыря архимандрит Герасим прислал его через Елабужского купца Кирилла Ивановича Стахеева настоятельнице Арзамасской Алексеевской обители Прасковье Александровне Щетининой в 1853 году. Кирилл Иванович в вечное поминовение своего рода пожертвовал также для этой иконы серебряную с позолотой ризу, которую сестры Алексеевской общины украсили жемчугом и каменьями.

Икона Божией Матери «Достойно есть, рубленная»

Икона Божией Матери «Достойно есть, рубленная»

Икона Божией Матери «Достойно есть, рубленная»

Икона Божией Матери «Достойно есть, рубленная»

С приходом Советской власти начался процесс разграбления и разрушения обители, осенью 1924 года монастырь закрыли. Храмы и святыни были поруганы и осквернены. Пострадала и икона Божией Матери “Достойно есть”. Драгоценную ризу сняли, от самой иконы сохранилась только центральная часть, которая исполосована ударами топора. В этих местах снят верхний красочный слой, и видна доска. Лик Богородицы изувечен так, что у Нее нет глаз.

Образ был обретен в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того, как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря. Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает.

Чудесное проявление глаз усилило интерес к иконе. Многие паломники и прихожане прибегают к чудотворной иконе Божией Матери “Достойно есть” и получают исцеления и помощь. Интересно свидетельство рабы божией Людмилы из Оренбургской области. На рассвете в тонком сне ей явился Господь, указал путь и на облаке показал серого гуся. Послышался голос: “Ищи город, в котором растили гусей для торга и боев. Там есть храм, при храме Икона чудотворная. Найдешь гуся, найдешь город, найдешь женский монастырь, найдешь Икону “Чудотворную-Рубленную”, обретешь откровение, получишь благословение”. Такое наименование иконе «Рубленная» дала сама Царица Небесная. Проснулась она, стоя на коленях, в слезах. Долго искала, пока в издательском доме ей указали на город Арзамас. Женщины получила исцеление. Перед этой иконой часто молятся об избавлении от глазных болезней, исцелении раковых больных, в других тяжёлых жизненных ситуациях.

Образ Божией Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих»

В 1997 году в Свято-Николаевский женский монастырь две жительницы Арзамаса принесли икону, точнее сказать, темную доску, которую одна из них нашла у себя в сарае. Тогда трудно было сказать, икона ли это вообще, так как понять, что на ней изображено было не возможно. Очевидно, поэтому сестры монастыря отнесли ее в запасник, где хранились непригодные для храма иконы. Однажды настоятельница монастыря игуменья Георгия (Федотова), разбираясь в запаснике, повелела эту икону поместить в рамочку, повесить в храме и молиться перед ней Пресвятой Богородице. И насельницы обители стали обращаться к Царице Небесной перед этим образом, прося помощи в различных своих нуждах. Вскоре на совершенно почерневшей доске появилось светлое пятнышко, будто солнечным лучом высветившее небольшую овальную часть иконы – шею Матери Божией и ручку Богомладенца.  В середине лета 2000 года икона начала интенсивно обновляться, будто кто-то незримый тонкими слоями снимал черноту: появились лики Богородицы и Спасителя. Вот только название иконы разобрать, не удавалось.

Как-то в Никольский монастырь приехала одна рижская монахиня. Увидев икону, она с радостью сказала, что ее чистят ангелы, и предположила, что это образ Божьей Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих». Тогда никто из сестер не предал этому значения и вспомнили они эти слова только летом 2001 года, когда очистилась надпись. После стало заметно, что красочный слой иконы практически осыпался — образ Пресвятой Богородицы источает само дерево.

Образ Божией Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих»

Образ Божией Матери, именуемый «Избавление от бед страждущих»

Каждую неделю, кроме Великого поста, пред иконой Богородицы, инемуемой «Избавление от бед страждущих» в монастыре читается акафист. Зафиксировано множество чудес по молитвам перед иконой Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих». В монастыре есть тетрадь, куда прихожане записывают свои истории чудесного избавления от недугов и бед. Кроме этого, ежегодно в обитель приходит около 3000 писем с просьбами помолиться перед этой иконой. Образ стал известен далеко за пределами Арзамаса.

Монахиня предложила нам прочитать акафист Богородицы, перед этой чудотворной иконой. Но так как у нас было запланировано посещение еще одного храма и переезд в Дивеево, мы коротко помолились. Молитву перед этой иконой наизусть читала монахиня – экскурсовод, а затем о. Александр помазал нас маслом из лампады.

У иконы Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих»

У иконы Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих»

У иконы Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих»

У иконы Божией Матери, именуемой «Избавление от бед страждущих»

Мы стали собираться дальше. Желающие вновь заглянули в монастырскую трапезную, выпить чая или кофе и немного взбодриться. Нас было много, а кофеварка одна. Мы толпились, продавщица не успевала обслуживать. А мне подумалось: «Как же мы, жители Москвы, привыкли к спешке, суете, скорости! Даже по святым местам бегаем вприпрыжку, не успеваем остановиться перед Богом, и помолчать, помолиться Ему. Хотим паломничать с комфортом, с кофе. Но здесь к такому бешенному ритму не привыкли». Одна из наших прихожанок решила помочь продавщице, встала вместе с ней за прилавок, и стала варить кофе, наливать чай, подавать пирожки. Мало-помалу, каждый получал просимое. А к нам присоединилось еще несколько наших самых благочестивых прихожан, которые не поддались искушению пойти в трапезную, но остались молиться на акафисте. Они успели как раз вовремя, чтобы все свободно и спокойно купить, потому что мы уже толпились в очереди. Вот так среди нас оказалась Марфа, служившая Богу делом заботы о ближних, и те, кто по примеру Марии «благую часть избра» (ЛК 10:42). Нельзя за них не порадоваться.

В монастыре находится старинная плащаница Спасителя, богато украшенная золотной вышивкой.

В монастыре находится старинная плащаница Спасителя, богато украшенная золотной вышивкой.

В монастыре находится старинная плащаница Спасителя, богато украшенная золотной вышивкой.

В монастыре находится старинная плащаница Спасителя, богато украшенная золотной вышивкой.

Лариса, помогает в трапезной. Не зря у нас в храме она ответственна за социальную работу

Лариса, помогает в трапезной. Не зря у нас в храме она ответственна за социальную работу

                             4. Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Через поле (Выездновские луга) виднеется церковь Смоленской иконы Божией Матери (Смоленская церковь). Храм строился 12 лет. И был закончен в 1815 году. Это была самая большая церковь в Нижегородской губернии того времени: примерно 57 метров в длину, 36 метров в ширину и 51 метр в высоту. Рядом с собором стоит шатровая колокольня, построенная в 1721 году, оставшаяся от предшествующей каменной Рождество-Богородицкой церкви.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

24а

Организовал постройку нового храма крепостной крестьянин села Иван Васильевич Гостьков, прослуживший ктитором 26 лет. Будучи человеком бездетным он все свои средства отдал на возведение храма. Но, так как их было не достаточно, он нашел себе компаньона, крестьянина этого же села Иван Никифорович Чеснокова, имевшего значительный капитал. Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, что всю прибыль от предприятия будут употреблять на постройку церкви. Строительству храма деньгами помогали и другие жители Выездного. Богатый вклад внес и владелец села Михаил Михайлович Салтыков.

Из уважения к заслугам Ивана Гостькова как ктитора и храмосоздателя Салтыков освободил его из крепостной зависимости, а преосвященный Моисей, епископ Нижегородский и Арзамасский, совершавший освящение храма в 1815 году, выразил особую архипастырскую признательность за его труды. На могиле Гостькова, который покоится при церкви, поставлен чугунный памятник, на котором отлиты стихи священника села Петра Терновского.

Смоленская церковь села Выездного официально была закрыта 30 июля 1941 года по решению Горьковского Облсовета и передана в распоряжение Заготзерно под зернохранилище. 25 марта 1942 года, благодаря настойчивым просьбам верующих, церковному совету выдали справку с разрешением открыть Смоленскую церковь. Однако, по решению властей зимняя половина храма оставалась за Арзамасским заготпунктом под глубинный склад зерна. На собрании членов приходского совета в Арзамасе 24 августа 1942 года было постановлено внести в фонд обороны единовременно 50 тысяч рублей и производить дальнейшие периодические платежи по примеру общин верующих г. Горького. Этот аргумент убедил власти и  осенью 1943 года церковь была возвращена Нижегородской епархии  полностью.

Наиболее почитаемая святыня храма – чудотворный список с иконы Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (Седмиезерная), находящейся в Богородицкой Седмиезерской пустыни близ города Казани. Эта икона прославилась великими чудесами в ХVII веке. В 1655 году по всей России свирепствовала моровая язва. В Казани от нее умерло 48 тысяч человек – почти все население города. И вот, одной благочестивой монахине во сне предстал некий светлый муж и повелел, чтобы жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Божией Матери. Монахиня рассказала градоначальникам о видении. Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться.

25

Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (Седмиезерная)

Божией Матери «Одигитрия» Смоленская (Седмиезерная)

В то время в Казани воеводою был владелец Выездного Михаил Михайлович Салтыков. Когда эпидемия в городе после молитв пред чудотворным образом стала прекращаться, к боярину пришли его крепостные из Выездновской слободы с известием, что моровая язва свирепствует и в окрестностях Арзамаса. Тут же Салтыков повелел сделать копию с чудотворной иконы и послал ее в свою вотчину. По прибытии иконы эпидемия в Арзамасе и его окрестностях прекратилась.

Впоследствии список иконы ознаменовался многими другими чудесами. В настоящее время образ вставлена в более крупную икону двух ангелов, которые как бы держат эту небольшую Семиезерскую икону Богородицы.

Одна из главных достопримечательностей храма – картина известного испанского художника Бартоломео Эстебана Мурильо «Распятие Христа Спасителя». Ценный дар, полученный графом Салтыковым от принцессы Марии-Августы (дочери саксонского короля) в 1770 году, украшает алтарь церкви по сей день. Нам посчастливилось увидеть эту картину, потому что во время нашего приезда она была вынесена из алтаря, и находилась в основной части собора, в связи с тем, что ее необходимо отреставрировать.

Тамара Ивановна обращала наше внимание на такие иконы как

– Смоленская и Ахтырская иконы Божией Матери., богато украшенные золотной вышивкой

– икона преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова с частицами мощей. Нужно заметить, что именем преподобного Феодора Санаксарского связан расцвет Арзамасского Алексеевского женского монастыря. В 1762 году Он был назначен настоятелем Санаксарского монастыря. Тогда же преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из С.-Петербурга его духовные дочери. Преподобнй Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями (половину рыбного улова братия Санаксарской обители отсылала в Алексеевскую общину).

Икона преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова с частицами мощей

Икона преподобного Феодора Санаксарского и святого праведного воина Феодора Ушакова с частицами мощей

– редкие образа св. мч. Валентины и св. мч. Виктора

Мы для себя приметили икону девяти мучеников Кизических. В Москве храм, освященный в их честь находится в пешей доступности от нашего Серафимовского храма, близ станций метро Смоленская и Краснопресненская.  О. Александр подсказал, что им часто молятся о помощи в поиске работы.

Сам о. Александр любовался изображением, рассказывающем нам о пути воскресшего Христа с двумя учениками в Эммаус, их беседе, и о том, как Он был узнан ими в преломлении хлеба. (Лука 24:12–35).

Фреска, рассказывающая о пути воскресшего Христа с двумя учениками в Эммаус, их беседе, и о том, как Он был узнан ими в преломлении хлеба. (Лука 24:12–35).

Картина-икона, рассказывающая о пути воскресшего Христа с двумя учениками в Эммаус, их беседе, и о том, как Он был узнан ими в преломлении хлеба. (Лука 24:12–35).

Храм разделен на летную и зимнюю части. Во время нашего приезда летняя была уже закрыта. Зато мы по достоинству оценили старинные печи огромного диаметра, которые до сих пор действуют и отапливают храм.

Внутреннее убранство Смоленского собора

Внутреннее убранство Смоленского собора

В книжной лавке этого храма один наш юный прихожанин приобрел небольшую книжицу о русском мате. Его поступок вызвал неоднозначное мнение среди взрослых. Мне кажется, правильным, что молодой человек со школьной скамьи желает разобраться в вопросе влияния  матерной брани на душу. Ведь, так или иначе большинство из нас вне зависимости от возраста, находясь в окружении светских людей, соприкасается с этим явлением. Лично я буквально за два дня до этого подготовила для своих однокурсников в колледже доклад о сквернословии, потому что довольно тяжело постоянно находиться в этом непрекращающемся потоке матерной брани. А мои однокурсники в подавляющем большинстве выпускники 9-х классов. Не знаю, насколько это  действенно. Кто-то посмеялся, конечно, но несколько человек положительно отозвались о моем докладе. Одна девушка даже попросила переслать ей текст доклада, потому что некоторые моменты ей остались непонятны. Две подруги договорились между собой, если одна из них услышит мат из уст другой – будет бить ее по губам. Наверное, главное – посеять добрые семена.

Обсуждаем книгу

Обсуждаем книгу

С возвышенности, на которой стоит этот собор, открывается красивый вид на город, и его многочисленные храмы.

С возвышенности, на которой стоит этот собор, открывается красивый вид на город, и его многочисленные храмы.

29аМы сделали общую фотографию у стен собора, и направились  в Дивеево. По дороге поздравляли сегодняшнюю юбиляршу Галину Васильевну, нашу добрую прихожанку и постоянную труженицу, работающую за свечным ящиком. Хором пели для нее «Многая лета…»

30

Многая и благая лета

Многая и благая лета. Галина Васильевна в центре кадра

Подготовила Татьяна Гурьянова, ответственная за молодежную работа на приходе, звонарь храма.

Продолжение следует…

Поделиться