Паломничество в Арзамас и Дивеево. Часть 2

Паломничество в Арзамас и Дивеево. Часть 1

Дивеево. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Мы приехали в Дивеево, разместились в доме паломника, немного отдохнули, пообедали. После этого у нас была пара часов свободного времени до начала Всенощного Бдения перед Воскресным днем. Каждый заполнил его тем, что было по силам и интересам. Кто-то отдыхал после тяжелой ночи и длительного переезда, кто-то успел пропеть акафист и приложиться к мощам св. прп. Серафима Саровского, кто-то с молитвой прошел по Канавке Пресвятой Богородицы. Другие знакомились с соборами и святыми этой благословенной обители. Кто-то писал многочисленные записки о своих близких, и записки от тех людей, которые не смогли с нами поехать. Кто-то приобретал иконы в подарок и для себя.

К 17 часам храм наполнился молящимися. Началась длительная неспешная монастырская Всенощная. Молиться было не просто. В святых местах часто случаются искушения. В боковых пределах храма было очень душно, хотя и не так тесно, как в центральной части. А здесь, наоборот, очень тесно, но сильно дует из дверей собора. От усталости «глаза отяжелели» (Мф. 26:43) иногда ловишь себя на мысли и ощущении, что вот-вот уснешь, покачиваешься, и можешь упасть. Почему-то запомнилось, что перед Евангелием было непривычно много чтений из Апостола, Второзакония, и других Библейских книг. Тогда же вспомнилось, что наш настоятель, О. Максим, говорил о подготовке, обсуждении и возможном принятии Устава Приходского Богослужения. Интересно, каким он будет. Многих наших прихожан смутило помазание. Людей было так много, толпа напирала, из-за давки было трудно подойти к иконе. Но все это такие мелочи, ведь мы все вместе молились в храме у мощей великого святого!

32

Всенощное бдение в Троицком соборе

32б

Всенощное бдение в Троицком соборе

Всенощная не закончилась, но нам нужно было 20.00 прийти на ужин. Мы еще раз поздравили Галину Ивановну с юбилеем, и вручили памятный подарок – икону Преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца. О. Александр поделился с нами своим впечатлением от богослужения: он почти все время (примерно 3 часа) вынимал частицы из просфор. Записок так много, поэтому частицы нужно вынимать очень маленькие. Назавтра он намеревался пойти на позднюю Литургию, а перед этим на молебен Серафиму Саровского, и предложил нам написать записки. Многие из нас готовились Причаститься, поэтому после ужина о. Александр, как истинный добрый пастырь долго и терпеливо нас исповедовал. В гостинице, как раз рядом с его комнатой был очень удобный небольшой закуток с полочкой для комнатных растений, которую мы использовали вместо аналоя. Ожидая друг друга в очереди, мы читали Правило ко Причастию, писали записки на молебен, готовились ко сну.

Галина Ивановна с памятным подарком - иконой Преподобного Серафима Саровского

Галина Васильевна с памятным подарком – иконой Преподобного Серафима Саровского

Исповедь в доме паломника

Исповедь в доме паломника

34а 34б 34в

Воскресенье 22 октября 2017 года

Весь этот день мы провели в Дивеево.

Те, кто был в силах подняться пораньше, отправились вместе с о. Александром на молебен в 7.00. Остальные пришли на Литургию к 9.00. Но оказалось среди нас были те, кто смог подняться и прийти на Литургию в 5.30! О. Александр рассказывал, что раньше он тоже молился на такой Литургии, и был впечатлен, когда причащалось порядка двухсот монахинь. И как было непривычно выговаривать их сложные древние имена. На сегодняшней Литургии о. Александр трудился, почти все время исповедуя многочисленных причастников, лишь в конце богослужения он произнес один возглас, и подал молящимся крест.

о. Александр, подает молящимся крест

о. Александр, подает молящимся крест

После богослужения мы собрались на общей трапезе, и обсудили дальнее расписание. Так как за ночь довольно сильно похолодало, некоторые из тех, кто намеревался окунуться в дальнем источнике Серафима Саровского, отказались от этой идеи. Да и к тому же в паломническом центре сообщили, что до купальни ходит автобус малой вместимости. Поэтому после обеда и непродолжительного отдыха, несколько наших прихожан поехали на источник, а большая часть пошла на экскурсию.

Экскурсия по  Свято- Троицкому Серафимо- Дивеевскому женскому монастырю.

Путеводитель по Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю

Путеводитель по Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю

  1. Дом паломника с трапезной и автостоянка.
  2. Паломнический центр.
  3. Церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы. Св. мощи прпп. Александры, Марфы и Елены Дивеевских.
  4. Казанский собор. Св. мощи блаженных Пелагии, Параскевы и Марии, прмц. Матроны Власовой.
  5. Игуменский корпус с церковью св. равноапостольной Марии Магдалины.
  6. Колокольня.
  7. Троицкий собор. Св. мощи прп. Серафима Саровского.
  8. Дом-музей блаженной Параскевы.
  9. Преображенский собор.
  10. Трапезный храм в честь великого кн. Александра Невского
  11. Благовещенский собор.
  12. Начало Канавки Царицы Небесной.
  13. Монастырская православная школа.
  14. Монастырская больница с церковью иконы Божией Матери «Целительница».
  15. Богадельня с церковью иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
  16. “Царская” лиственница.
  17. Хлебный корпус.

Мы начали экскурсию с Казанской церкви и Рождественских храмов, потому что именно это место является началом основания и строительства великой обители.

У Казанской церкви и Рождественских храмов

У Казанской церкви и Рождественских храмов

Около 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь прибыла богатая помещица, вдова Агафия Семеновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью, и приняла монашество с именем Александры. Здесь ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела матери Александре: «… Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою…»

По дороге в Саровскую пустынь мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Усталая, она сидя уснула. И снова ей было видение Царицы Небесной, которая сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Вскоре заболела и скончалась девятилетняя дочь матушки Александры. После этого она окончательно распорядилась своим имуществом и имениями, и около 1767 года вернулась в село Дивеево.  Выстроила себе келью на дворе приходского священника Василия Дертева, и прожила в ней двадцать лет.

Казанский собор

Несомненно, что Сама Богородица указала матери Александре построить новую каменную церковь именно в честь Казанской Ее иконы. В 1773 году мать Александра приступила к исполнению этого благословения. Казанский храм построен в стиле русского, или провинциального, барокко. Он был трехпрестольный — с приделами в честь святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана. Казанский и Никольский приделы были холодные — для летнего времени, а Стефановский устроен теплый — для зимнего. По сооружении храма, в 1779 году, матушка Александра привезла из Казани точный список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери, из Киева — частицы святых мощей, из Москвы — колокол в 76,5 пудов и необходимую церковную утварь.

Новая каменная церковь была приходской, однако позднее преподобный Серафим Саровский говорил, что это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Батюшка предсказывал: «Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сестрами позабылась), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас! Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком».

Интересно, что преподобный Серафим Саровский был в Дивеево всего один раз, еще будучи диаконом, он присутствовал, когда причащали матушку Александру перед смертью.

В 50-х годах XX века Казанская церковь представляла собой ровное продолговатое здание, покрытое одной ровной крышей. Сначала советские власти в ней разместили общежитие педтехникума, потом — мастерские, и очень долго в храме был склад. В 1992 году Казанская церковь была возвращена монастырю. В 1996 году в четверике храма отмыли старинные фрески на евангельские сюжеты работы дивеевских сестер. Весной 2003 года приступили к ремонту храма и восстановлению колокольни и купола. 31 июля 2004 года состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. 8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября 2004 года — Никольский. В 2008 году к Казанской церкви с южной и северной сторон были пристроены новые приделы. Они освящены в честь преподобных и блаженных жен Дивеевских, священномученика Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских. С этого времени храм стал именоваться Казанским собором.

Справа от Казанского собора находится могила Николая Александровича Мотовилова (1809-1879). Батюшка Серафим исцелил Николая Александровича в возрасте 22-х лет от тяжкой ревматической болезни с расслаблением всего тела и отнятием ног, длившейся три года. Николай Александрович стал одним из основных питателей и благотворителей Дивеевской обители. Старец Серафим открывал своему молодому другу сокровенные видения и пророчества о будущем России и Дивеева, многие из которых Николай Александрович записал. Николай Александрович всегда стремился в Дивеево. Когда бывал здесь, не надевал шапки и каждый день проходил по Канавке, невзирая на непогоду. Бывало, что полз на коленях, когда было скользко.

Он мирно скончался 14/27 января 1879 года в своем симбирском имении. Для погребения его тело перевезли в Дивеево. Отпевали Николая Александровича в церкви Рождества Богородицы. В советское время могилки у алтаря Казанской церкви были уничтожены, площадь заасфальтирована. Единственным ориентиром этого святого места оставалась старая береза на могиле Мотовилова. В 1970-е годы ее пытались выкорчевать, но это не удалось, только сломали стальной крюк, а на месте раны от троса образовался наплыв в виде головы медведя, который, как считают верующие, приходил в скит Серафима Саровского.

На могилке Николая Александровича Мотовилова (1809-1879).

На могилке Николая Александровича Мотовилова (1809-1879).

Стальной крюк и нарост в виде головы медведя

Стальной крюк и нарост в виде головы медведя

36вНыне могила Николая Александровича Мотовилова восстановлена и является местом молитв насельниц и паломников обители. В дни поминовения усопших на могиле Н. А. Мотовилова служатся литии, в памятные дни и по усердию почитателей – панихиды.

Рождественские храмы

25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину — для девиц. Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь — «в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества».

Зиждителем Рождественской церкви был Михаил Васильевич Мантуров, с благословения батюшки Серафима, принявший на себя подвиг добровольной нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной». Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Ибо Преподобный Серафим советовал освящение Рождественской церкви провести только в день Преображения, потому что Господу так угодно.

Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: „Сына Моего почтил, а Меня позабыл!“ Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: „Четыре столба — ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая“». Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года.

Фото №37 В 2000 году в храме Рождества Богородицы действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. Четвертых мощей еще нет.

Фото №37а В 2000 году так же были обретены мощи блаженных жен Дивеевских: Пелагеи, Параскевы и Марии. Их перенесли в храм Рождества Христова

По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь. В нижнем храме Рождества Богородицы хранятся иконы Спасителя, Богоматери, и Иоанна Предтечи, перед которыми молился Серафим Саровский.

Здесь у нас произошло некоторое недопонимание где же находится Казанский собор, а где Рождественский храм. И вот почему: Царица Небесная повелела Серафиму Саровскому соорудить новую двухпрестольную церковь, приложив этот храм к паперти Казанской церкви на месте Своего явления матушке Александре. Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Несмотря на то, что Рождественские храмы построены в стиле классицизма, они вместе с Казанской церковью, построенной в стиле русского барокко, создают впечатление целостного сооружения.

В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон. Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; нижние — в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.

Всего в Казанском и Рождественском храмах сейчас насчитывается 13 пределов.  Так сбываются слова Преподобного о том, что «со временем это будет теплый монастырский собор со множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма».

На экскурсии

На экскурсии

38а

Колокольня

Колокольню начали строить в 1893 году при игумении Марии (Ушаковой). Она имеет наклон, который хорошо заметен и ныне. Из-за этого строительство на некоторое время приостанавливали.  Но позже наклон сочли даже полезным, поскольку колокольня поставлена на горке. Строительство было завершено в 1901 году, тогда же на нее подняли первые колокола.

Колокольня пятиярусная, ее высота от земли до верхнего карниза — 55,4 м, а высота с кровлей и крестом — 70,3 м. Неизвестная благотворительница до революции пожертвовала на колокольню часы, которые каждые четверть часа вызванивали мелодию: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В северном и южном флигелях располагались мастерские. Самый большой колокол весил 500 пудов (8000 кг).

В советское время колокольню лишили купола и креста. На нее установили телевизионный ретранслятор, а Святые врата, приспособленные под гараж, освободили в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена. Самый большой колокол на ней весит 5 тонн. В 2003 году на Перловском электромеханическом заводе были изготовлены часы, которые установили на колокольне к празднику 100-летия прославления преподобного Серафима.

В настоящее время монахини самостоятельно звонят на всех богослужениях.

Колокольня

Колокольня

Монастырское кладбище

Небольшое монастырское кладбище находится между Троицким и Преображенским соборами.  Это место упокоения настоятельниц Дивеевской обители и игумений Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Монастырское кладбище

Монастырское кладбище

38г

Троицкий Собор

В 30-х годах XIX века преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли восточнее Казанской церкви. Преподобный говорил, что Царице Небесной угодно, чтобы место под собор было приобретено покупкою, а не туне его получить. «Я бы мог выпросить земли, но это Ей не угодно! Поезжай в город Темников к хозяину этой земли Егору Ивановичу Жданову, отдай ему эти мои деньги и привези бумажный акт на землю!» Ее брату, Михаилу Васильевичу, Батюшка завещал хранить эту землю, несмотря ни на какие обстоятельства. Она была предназначена для постройки великого собора.

Когда Елена Васильевна поехала в Темников и передала желание батюшки Серафима владельцу земли господину Жданову, он воскликнул удивленно: «Вы хотите, чтобы я продал этот клочок земли дивному Серафиму?! Берите даром!» Но выслушав знаменательные слова старца, Жданов, не смея ослушаться, принял присланные ему деньги и выдал на землю купчую. Егор Иванович Жданов рассказывал впоследствии игуменье Марии Ушаковой, как с этих денег начали чудесным образом устраиваться его дела.

Непросто оказалось выполнить завет прп. Серафима о строительстве храма именно на этом месте. Иван Тихонович Толстошеев, выдававший себя за серафимова ученика, но на деле нарушал все заповеди дивного Старца, желал заложить собор по своему усмотрению. Но М. В. Мантурову удалось убедить Нижегородского Преосвященного Иакова начать строительство собора в заповеданном Старцем месте. Разобравшись в этом деле, Владыка спросил: «Но как же вырыть канавы для фундамента, когда завтра в четыре часа пополудни назначена закладка?» — «Нас съехалось много тысяч», — ответил народ. Работа закипела, и за одну ночь был вырыт котлован для собора. 5 июня 1848 года Владыка возложил первый камень и при этом во всеуслышание громко воскликнул: «От утра и до утра сей храм воздвигается великим чудом!»

Впоследствии, по козням Ивана Толстошеева (иеромонаха Иоасафа) строительство храма не велось. И началось только в 1865 году при игумении Марии Ушаковой (родственнице святого праведного воина Федора Ушакова). В течение десяти лет собор был снаружи окончен, но внутренняя отделка продолжалась еще многие годы. 28 июля 1875 года собор был освящен во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. В 1880  и 1884 годах были освещены еще три предела, но левый нижний придел игумения Мария оставляла неосвященным в течение двадцати восьми лет, с верой ожидая прославления батюшки Серафима. 22 июля 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящен.

Троицкий собор

Троицкий собор

Последняя служба перед закрытием монастыря состоялась 21 сентября 1927 года на праздник Рождества Богородицы. В октябре 1989 года его вернули церковной общине. С 1 января 1991 года службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

В Троицком соборе хранится копия чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», перед которой молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. Написанный сестрами обители на рубеже XIX- XX веков, чудотворный список занимает почетное место в правом киоте Троицкого собора. Каждое воскресенье перед литургией, по заповеди Преподобного, пред иконой «Умиление» служится нараспев параклис.

Сейчас икона Божией Матери «Умиление», принадлежавшая батюшке Серафиму, находится в Москве, в Патриаршей резиденции в Чистом переулке. Раз в год — в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и др. Ежедневно в Троицком соборе у мощей преподобного Серафима служится ему акафист.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

Личные вещи преподобного Серафима Саровского

Личные вещи преподобного Серафима Саровского

41а

Преображенский собор

В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Иван Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины Преподобного, построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. Но когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали, и собор заложили 10 июня 1907 года южнее, напротив начала Канавки. В 1916 году строительство собора было закончено, он был увенчан золочеными крестами. Изнутри весь собор был расписан фресками. Не поставлен был только иконостас, и не готово было отопление. Это оттянуло освящение на год. Но тут произошла революция 1917 года, и освятить собор не смогли, так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор. А освящать его хотели во имя иконы Божией Матери «Умиление» и прп. Серафима.

Преображенский собор

Преображенский собор

42а

В советское время собор представлял собою мерзость запустения. В 1991 году его передали возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года, в день кончины тогда еще не прославленной в сонме святых прп. Марфы Дивеевской. Новый собор освятили в честь Преображения Господня; потому что до революции деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки. Еще два предела были освящены в том же 1998, другие два гораздо позднее летом 2006 года. Накануне праздника Святой Троицы 2008 года закончена роспись храма.

Благовещенский собор

В 2012 году в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре заложен и начал строиться собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранилось предание, что преподобный Серафим предсказывал сестрам о будущем соборе в Канавке, который будет стоять на одной оси с Троицким собором и колокольней. Таковым собором мог стать Преображенский, если бы не пагубное влияние Ивана Толстошеева. В середине 19 века указанное батюшкой Серафимом место было занято Тихвинской церковью, которая сгорела в 1928 году. В 1962 году на ее фундаменте была построена кирпичная столовая школы-интерната. В марте 2011 года интернат был переведен в поселок Сатис и вся территория, обнесенная Канавкой, перешла к монастырю. Таким образом прошло почти сто лет, пока освободилось наконец место, предназначенное для заповеданного старцем собора.

Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей в меру Ее Пояса. Так же как произошло при строительстве Успенского собора в Киево-Печерской лавре. Словно бы в подтверждение этого, как некогда киевским зодчим, Матерь Божия прислала 6 ноября 2011 года с Афона в Дивеево Свой Пояс.

26 апреля 2012 года было положено начало строительства Благовещенского собора. За архитектурную основу нового собора взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к русскому барокко, характерный для начала XVIII века, в котором выстроен первый дивеевский собор — Казанский. Пропорции Благовещенского собора, определенные поясом Пресвятой Богородицы, длина которого 1 метр 20 см, составляют двадцать поясов в ширину (24 м), тридцать в длину (36 м), пятьдесят в высоту (60 м). Двадцать, тридцать и пятьдесят, сложенные вместе, равны ста, то есть монашеской сотнице, которая совершается по четкам. Новые пределы в строящемся храме освящаются по мере подготовки росписей и благоукрашений.

Благовещенский собор

Благовещенский собор

Общее фото у Благовещенского собора

Общее фото у Благовещенского собора

Все даты, использованные при описании истории храмов Дивеевского монастыря до 1917 года даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.

Блаженная Прасковья. «Домик Паши Саровской»

Блаженная Прасковья Ивановна (Паша), одна из трех блаженных жен Дивеевских, которые ныне явлены миру. Однако, Серафим Саровский, предсказывал, что род блаженных в Дивеево никогда не прекратится. После открытия монастыря прошло всего около 25 лет, а это слишком малый срок для восстановления той высоты духа, которая была у церковного народа до революции. Поэтому возможно ожидать исполнения этого пророчства.

Блаженная Прасковья Ивановна в миру Ирина – крепостная в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии, родилась в 1795 году. В семнадцать лет господа выдали ее замуж за крестьянина Федора. Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав, за трудолюбие, за то, что она усердно молилась дома и в храме, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Так они прожили с мужем пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми. Через восемь лет муж Ирины умер. Через некоторое время господском доме обнаружилась пропажа двух холстов. Прислуга оклеветала Ирину, показав, что это она их украла. В наказание солдаты жестоко истязали ее, пробили голову, порвали уши. Ирина бежала от господ в Киев на богомолье. Здесь, видимо, и приняла постриг в схиму. Несправедливо наказанная, Ирина с особенной глубиной почувствовала неизреченную глубину страданий Христовых и Его милосердие.

Дважды полиция находила и отправляла Ирину по этапу к господам, она претерпевала многие мучения и вновь сбегала. Господа выгнали ее на улицу, раздетую и без куска хлеба. Пять лет она бродила по селу, как помешанная, и была посмешищем не только для детей, но и для всех крестьян. Она выработала привычку жить круглый год под открытым небом, перенося голод, холод и зной. А затем ушла в саровские леса и прожила здесь больше двух десятков лет в пещере, которую сама вырыла.

За время житья в саровском лесу, долгого подвижничества и постничества Паша стала похожа на Марию Египетскую: худая, почерневшая от солнца. Видя ее подвижническую жизнь, люди стали обращаться к ней за советами, просили помолиться. Враг рода человеческого научил злых людей напасть на нее и ограбить. Ее избили, но никаких денег у нее не было. Блаженную нашли лежащей в луже крови с разбитой головой. С тех пор головная боль и опухоль под ложечкой мучили ее постоянно.

За шесть лет до смерти блаженной Пелагеи Ивановны Паша явилась в обитель с куклой, а потом и со многими куклами: нянчилась с ними, ухаживала за ними, называла их детьми. Теперь она по нескольку недель, а затем и месяцев проживала в обители. А по кончине блаженной Пелагеи Ивановны Паша совсем перебралась в монастырь.

Фотографии Блаженной Прасковьи

Фотографии Блаженной Прасковьи

45а 45б 45в 45г

Прасковья Ивановна жила в домике, очень небольшом, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, замечательно опрятная. Вся стена этой комнатки была закрыта большими иконами. В центре — Распятие, по сторонам его — справа Божия Матерь, слева — апостол Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья-чуланчик, служившая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны. Простая деревянная кровать юродивой Паши Саровской с громадными подушками редко занималась ею, а больше на ней покоились куклы. Да не было времени ей лежать, так как ночи напролет она молилась перед большими образами. Под утро Прасковья Ивановна ложилась и дремала, но чуть забрезжит свет, она уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку для молитвы. После обедни она садилась за работу, вязала чулки или делала пряжу. Это занятие сопровождалось внутренней молитвой, и потому пряжа Прасковьи Ивановны высоко ценилась в обители, из нее делались пояски и четки. Вязанием чулок она называла в иносказательном смысле упражнение в непрестанной Иисусовой молитве, а собиранием груздей – земные поклоны.

В дни прославления прп. Серафима Дивеево посетили Царь Николай II и Царица Александра Федоровна. Побывали они у блаженной Параскевы Ивановны, которая предсказал рождение наследника и падение самодержавия. Царь говорил, что она — великая раба Божия.

Царь Николай II посещает блаженную Пашу Саровскую. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевского монастыря

Царь Николай II посещает блаженную Пашу Саровскую. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевского монастыря

Прасковья Ивановна умерла 22 сентября/5 октября 1915 года в возрасте около 120 лет. Умирала блаженная тяжело и долго. Кому-то из сестер было открыто, что этими предсмертными страданиями она выкупала из ада души своих духовных чад. Похоронили Блаженную у алтаря Троицкого собора. В 2000 году ее мощи вместе с мощами других блаженныхжен Дивеевских были перенесены в храм Рождества Богородицы.

Икона святой блаженной Праскевы

Икона святой блаженной Праскевы

Теперь в домике (пустыньке) блаженной Параскевы Ивановны устроен музей. В нем три зала. В одном устроена мемориальная комната блаженной с дореволюционной кроватью, с многочисленными куклами на ней, с чайным столом, со множеством икон, как и было у блаженной Паши.  Куклы тоже дореволюционные, и некоторые похожи на куклу Кирика блаженной Параскевы Ивановны, которая запечатлена на фотографии.

В мемориальной комнате блаженной

В мемориальной комнате блаженной

В витрине висят синее платье и рубашка с розовыми рукавами, они принадлежали блаженной Параскеве Ивановне, в них она ходила к причастию. Она любила яркие, красные цвета и, когда встречала почетных гостей, надевала на себя несколько сарафанов сразу. Здесь же помещен сарафан последней дивеевской блаженной Анны Ивановны Бобковой. В красном углу среди старинных икон помещена икона «Усекновение главы Иоанна Крестителя», которая до революции находилась в келье блаженной Параскевы Ивановны. Здесь также представлено несколько фотографий блаженной, которые мы поместили выше, в ее жизнеописании.

В центре большого зала обращает на себя внимание витрина с монашеской одеждой прежних дивеевских сестер. Экспозиции этого зала посвящены первоначальницам Дивеевской обители преподобным Александре, Марфе и Елене; попечителям — протоиерею Василию Садовскому, Михаилу Васильевичу Мантурову и Николаю Александровичу Мотовилову; игумениям Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской). Здесь представлены их личные вещи, фотографии, портреты.

В центральном зале музея

В центральном зале музея

В центральном зале несколько вещей меня мня заинтересовали больше остальных.

Первая – еще один портрет преподобного Серафима, на котором он представлен стоящим на дощатом полу, в белом балахоне и темной скуфье, с поднятой благословляющей десницей и четками-лестовкой в левой руке, на его груди меднолитой крест, материнское благословение. Этот портрет по времени близкий прижизненным портретам, недавно возвращен в монастырь вместе с личными вещами преподобного. Он бережно сохранялся дивеевскими монахинями в Муроме, после закрытия монастыря в 1927 году. В Троицком соборе монастыря находится очень точная копия конца XIX века посмертного портрета из кельи святого (судя по его фотографиям), очевидно, выполненная в размер подлинника.

Преподобный Серафим Саровский. Конец XIX века. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Преподобный Серафим Саровский. Конец XIX века. Холст, масло. Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Вторая – тетради с воспоминаниями дивеевских монахинь о старце Серафиме. Когда-то таких тетрадей было около 50, сейчас сохранилось всего две.

Третья. Чашка и блюдце святителя Филарета Митрополита Москвоского и Коломенского. Меня удивило их присутствие в этом музее. Я спросила у монахини-смотрительницы. Она ответила, что свят. Филарет очень помог восстановлению мира и порядка в обители, сильно нарушенного действиями Иоанна (Иоасафа) Толстошеева – лжеученика Преподобного Серафима Саровского.

В этот момент мне думалось, что все святые и богоугодные люди так близки друг другу, воистину пропитаны одним духом. И их физического родство неотделимо от родства духовного. А как иначе объяснить присутствие здесь Федора Санаксанского, Федора Ушакова, и Марии Ушаковой? Брата и сестры Мантуровых? Патриарха Сергия Страгородского и его родственницы, подвизавшейся в Дивеевском монастыре? Но вместе с тем святые всегда так близко и к нам. Представить только, сколько людей при жизни общалось с Серафимом Саровским, людей, которых он отправлял за советом к Алексею Бортсурманскому. Многих наших современников, которые в своей жизни соприкасались с новомучениками и исповедниками Российскими. Как чудесно, что у Бога все живы, и весь многочисленный сонм святых может помогать нам в наших нуждах. Мы можем прибегать к ним в молитвах, а еще видеть свет в глазах праведников, и через них идти к Богу. Ибо «Никто не может прийти к Богу, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни» – если я правильно помню это слова преп. Силуана Афонского.

Третья комната посвящена прославлению преподобного Серафима. Об этом событии рассказывают старинные фотографии, документы и памятные сувениры того времени, когда состоялось прославление. Представлен покров, вышитый Царицей Александрой Федоровной в дар Саровской пустыни в 1903 году для возложения на раку новопрославленного святого Серафима. В музее воссоздана часть кельи преподобного саровского старца: угол с копией иконы Божией Матери «Умиление». Здесь находятся стул, табуретка, лесенка, сделанные руками преподобного Серафима.

До революции в пустыньках блаженных дивеевские сестры читали неусыпаемую Псалтирь. Эта традиция возобновлена в домике блаженной Паши Саровской.

А еще наши прихожане заметили памятник, которого точно не было на территории обители, когда мы приезжали сюда в прошлый раз. Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас.

Памятник Царственным страстотерпцам

Памятник Царственным страстотерпцам

Виртуальная экскурсия по г. Сарову

После экскурсии по Территории монастыря мы немного отдохнули, и вернулись в паломнический центр, чтобы совершить увлекательную виртуальную экскурсию по г. Сарову. Такое вот маленькое утешение, чтобы мы не сильно грустили о несостоявшейся личной поездке в этот закрытый город. Экскурсия – презентация с многочисленными фотографиями, историческими данными и живыми комментариями действительно была очень интересной. Мы многое узнали об истории города, его развитии и нынешнем состоянии, предназначении. Получили сведения о некогда величественном, ныне восстановленном Саровском мужском монастыре, в котором подвизался преп. Серафим. Познакомились с историей саровских «пустынек». Узнали очень многое о торжествах по случаю прославления Старца 1 августа 1903 года.

Вспоминаются слова самого преподобного, что Саров лишь рукав, а Дивеево – шуба. А еще слова из акафиста ему «Никто от тебе тощ и неутешен отъиде». Мы были весьма утешены тем, что побывали в Дивеевской обители, и в достаточной мере прикоснулись к ее рукаву – Сарову.

Виртуальная экскурсия по Сарову

Виртуальная экскурсия по Сарову

Святая канавка пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

После экскурсии по Сарову у нас осталось немного времени до ужина и отъезда из Дивеевского монастыря. Прихожане, которые не успели помолиться Богородице на Ее Святой Канавке, решили восполнить этот недостаток, а кто-то по усердию, помолившись на ней единожды, пошел теперь еще раз вместе со всеми.  Вечерело и сильно похолодало. Каждый утеплялся как мог, чтобы пуститься в неспешное молитвенно путешествие.

На Святой Канавке

На Святой Канавке

А дальше все просто и так привычно для московского жителя: ужин, переезд на автобусе из Дивеево в Арзамас, поезд в Москву, и суета рабочих будней. Но дай нам Бог как можно дольше сохранять благодать, полученную в любимом всеми Дивеевском монастыре по молитвам святого преподобного Серафима Саровского, собора всех Дивеевских и Нижегородских святых. Аминь.


Подготовила Татьяна Гурьянова, ответственная за молодежную работа на приходе, звонарь храма.
В подготовке материала использовались следующие источники:

Сайт Арзамасского благочиния Нижегородской епархии  http://arzblag.ortox.ru/blagochinie

Православный Саров http://pravsarov.su/content/publication/1481/1643.html

Сайт Нижегородского государственного историко- архитектурного музея – заповедника http://www.ngiamz.ru/filialy/muzej-russkogo-patriarshestva-v-g-arzamase.html

Открытая православная энциклопедия Древо https://drevo-info.ru/articles/19148.html

Почитаемые образы Арзамасского Воскресенского собора http://lara868.livejournal.com/116928.html

Арзамасский Николаевский женский монастырь http://nicola-arzamas.ru/

Святой праведный Алексей Бортсурманский Православие.ru http://pravoslavie.ru/53311.html

Музей Русского патриаршества в г. Арзамасе http://www.ngiamz.ru/filialy/muzej-russkogo-patriarshestva-v-g-arzamase.html

Хронологический список патриархов Русской Православной Церкви https://azbyka.ru/shemy/patriarhi.shtml

Золотые мастерицы Арзамаса. Краеведческий блог библиотеки-музея истории микрорайона №11 им.И.П.Склярова г.Арзамаса Нижегородской области http://odinnadz.blogspot.ru/2014/05/blog-post.html

Преподобный Серафим Саровский и его историческая эпоха http://foma.ru/prepodobnyiy-serafim-sarovskiy-i-ego-istoricheskaya-epoha.html

ДивеевоТур http://www.diveevo-tur.ru/

http://www.diveevo-skit.ru/arzamas.htm

Информационный портал «Дивеево сегодня» http://diveevo-today.ru/putevoditel/plan-panorama-diveevskogo-monastyrya/

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря http://www.4udel.nne.ru

https://ti-mon.livejournal.com/83191.html

Историко-культурный журнал «Наше наследие» №70, 2004. Яна Зеленина, фото Виктора Соломатина “Всем в сладость бысть видение лика твоего…” Преподобный Серафим Саровский – от портрета к иконе http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7001.php

 

Поделиться